Слайд 2
Место действия
1 и 2 действия:
подвал в ночлежке, похожий
на пещеру;
3 действие
«Пустырь» - засоренное разным хламом
и заросшее бурьяном дворовое место;
4 действие:
обстановка первого акта, но комнаты Пепла - нет, переборки сломаны;
Слайд 3
Герои пьесы
Все социальные слои общества:
Босяки, «бывшие
люди», маргиналы
Разорившийся дворянин
Слесарь
Бывший актер
Шулер
Хозяин ночлежки
Полицейский
Торговка
Вор
Проститутка
Слайд 4
Предмет изображения в пьесе
Сознание людей, выброшенных в результате
глубинных социальных процессов на «дно» жизни
Слайд 5
Особенность драматургического конфликта
1. социальный конфликт (
конфликт между властью и лишенными прав людьми)
Каждый
из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался на «дне» жизни. Эти конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое и не становятся основой драматургического конфликта.
Слайд 6
Особенность драматургического конфликта
2.любовный конфликт (взаимоотношения Васьки
Пепла, Василисы, Костылева, Наташи). Назовите экспозицию, завязку, кульминацию и
развязку этого конфликта.
В чем своеобразие любовного конфликта?
Он становится гранью социального конфликта, показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии.
Слайд 7
Особенность драматургического конфликта
Развитие «внутреннего» конфликта пьесы:
1. экспозиция – «дно» жизни в ночлежке
2. завязка
действия – появление Луки
3. развитие действия – диалоги Луки с обитателями ночлежки
4. Кульминация – ссора, драка, убийство Костылева, исчезновение Луки
5. Развязка – смерть Актера
Слайд 8
Сатин
Шулер, в прошлом – образованный
человек, сидевший в тюрьме, не желающий честно трудиться. Почему?
Единственный из всех героев,
кому Горький доверил произнести
монолог о Человеке. Почему?
Слайд 9
Васька Пепел
Вор
После встречи с Наташей и разговора с
Лукой решает изменить свою жизнь
Вмешивается в семейную ссору и
убивает Костылева
Его будущее?
Слайд 10
Актер
Нет имени, отчества, фамилии – только прозвище
Все лучшее
– в прошлом.
Алкоголизм
После разговора с Лукой – вера в
возможность изменить свою жизнь
Кончает жизнь самоубийством в финале пьесы
Слайд 11
Барон
Вся его жизнь – процесс
переодевания, которое
символизирует постепенное
снижение социального
статуса человека
Слайд 12
Бубнов
Говорит коротко, редко, но метко. Самая мрачная фигура
в пьесе. Вступает в спор неявно, словно разговаривая с
самим собою, поддерживая полилог (многоголосие) в пьесе. Пошляк, скептик, циник, пессимист.
Слайд 13
Лука
1. Я и жуликов уважаю…
2.Мяли много, оттого и
мягок…
3. Во что веришь, то и есть…
4. Человека приласкать
- никогда не вредно…
5. …жалеть людей надо!..вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!
6. Кто ищет – найдет…Кто крепко хочет – найдет!
7. Человек – все может, лишь бы захотел…
Слайд 14
Отношение автора к Луке
Неоднозначно. Это и не положительный
герой, и не отрицательный, скорее, «катализатор». Лука :
1. Пытается
поддержать или «родить» (поселить в человеке) веру в себя, в то, что есть выход со «дна» жизни на верх.
2. Объясняет неудачи в жизни героев внешними обстоятельствами и не винит самих людей. Он идеолог пассивного сознания и отношения к жизни.
3. Уходя, лишает обитателей надежды, опоры, без которых они жить не могут.
Слайд 15
Кто виноват в бедах обитателей ночлежки?
Не
Лука виноват в бедах обитателей ночлежки, а они сами,
как носители коренной черты русского национального сознания – неудовлетворенности жизнью, критического к ней отношения и нежелания что-либо изменить в ней.
Слайд 16
Что значит имя Лука?
Евангелист Лука - «светлый»
Лукавить, лукавый
(эвфемизм слова «черт»)