Слайд 2
Совокупность особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком –
либо периоде исторического развития литературы;
Принципы , которыми руководствуется писатель,
обобщая в художественных образах явления жизни
Литературное направление:
Слайд 3
Классицизм :17 – начало 19 века
Теория рационализма –
философская основа классицизма
Культ разума в искусстве
Гармония содержания и формы
Цель
искусства- нравственное воздействие на воспитание благородных чувств
Четкая разделенность на положительное и отрицательное во всем
Представители литературы: Г.Р. Державин, П. Корнель, Ж.Б. Мольер, М.В. Ломоносов
Слайд 5
Сентиментализм: 18 -начало 19 века
Изображение природы как фона
человеческих переживаний
Внимание к внутреннему миру человека(психологизм)
Ведущая тема – тема
смерти
Игнорирование окружающей среды; изображение души простого человека
Представители литературы: Л.Стерн, С. Ричардсон, Ж.-Ж.Руссо, И.В. Гёте, Н.М. Карамзин
Слайд 6
Основные черты русского сентиментализма
уход от прямолинейности классицизма
подчеркнутая субъективность
подхода к миру
культ чувства
культ природы
культ врожденной нравственной чистоты, не
испорченности
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи
Слайд 7
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер
Томас Грей
Слайд 9
Романтизм: конец 18 – 19 век
«Космический пессимизм»(сомнение в
целесообразности современной цивилизации)
Обращение к вечным идеалам(любовь, красота), бегство романтического
героя в идеальный мир
Чувства человека и действительность находятся в глубоком противоречии
Утверждение самоценности отдельной человеческой личности
Изображение исключительного героя в особых обстоятельствах
Представители литературы: Э.Т.А. Гофман, В.Гюго, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов
Слайд 10
Портрет А.С.Пушкина
Кипренский О.А.
Слайд 14
Реализм: 19 – 20 век
Принцип историзма в основе
изображения действительности
Дух эпохи передан прототипами( типичный герой в типичных
обстоятельствах)
Герои- не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы
Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психически мотивированы
Живой разговорный язык, разговорная лексика
Представители литературы: Ч.Диккенс, О.Бальзак, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов
Слайд 18
Натурализм: последняя треть 19 века
Стремление к внешне точному
изображению действительности
Точное, бесстрастное изображение реальности и человеческого характера
Предмет интереса-
быт, физиологические основы человеческой психики: судьба, воля, духовный мир личности
Идея отсутствия «плохих» сюжетов, недостойных тем для худ изображения
Бессюжетность некоторых произведений
Представители литературы: Э.Золя, братья Гонкур, Н.А. Некрасов « Петербургские углы», М.Е. Салтыков Щедрин
Слайд 19
Модернизм : начало 20 века
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Импрессионализм
Экспрессионализм
Экзистенционализм
Слайд 20
Символизм : 1870-1910-е годы
Символ- главное средство передачи созерцаемых
тайных смыслов
Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм
Использование ассоциативных возможностей
слова(множественность значений)
Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья
Искусство- интуитивное постижение мира
Внимание к ритмике стиха
Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства
Ценность свободной интуиции творца
Представители литературы: Ш. Бодлер, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый
Слайд 22
Акмеизм: 1910-е годы (1913-1914)
в русской поэзии
Самоценность отдельной
вещи и каждого жизненного явления
Предназначение искусства- в облагораживании человеческой
природы
Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений
Идеализация чувств первозданного человека( Адама)
Отчетливость , определенность образов( в противовес символизму)
Изображение предметного мира, земной красоты
Представители литературы: Н. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. Ахматова(раннее)
Слайд 24
Футуризм: 1909(Италия), 1910-1912(Россия)
Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного
преобразить мир
Опора на новейшие научные и технологические достижения
Атмосфера литературного
скандала, эпатаж
Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста
Словотворчество, слово – материал
Поиск новых рифм, ритмов
Установка на произносимый текст(декламация)
Представители литературы: И.Северянин, В.Хлебников, В.Маяковский
Слайд 25
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ, группа русских живописцев-авангардистов, оформившаяся в 1910–1912
на базе одноименной московской выставки 1910; на следующий год
преобразовалась в общество с собственным уставом. Первоначальный его состав был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая воля к «новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям академизма и передвижничества (впрочем, модерн и символизм тоже вызывали у «валетов» реакцию отторжения).
Программа группы уточнилась во время ее раннего раскола, когда радикально настроенные художники во главе с М.Ф.Ларионовым (которому «Бубновый валет» обязан своим эпатажным названием) отделились, устроив самостоятельную выставку «Ослиный хвост» (1912). Более умеренные авангардисты составили прочное ядро объединения
Слайд 26
ОСЛИНЫЙ ХВОСТ, группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной
выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название
от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста). На выставке группы были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма :Ларионова, Гончаровой ,Татлина , М.Шагала); О.В.Розанова. В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.
Слайд 27
Импрессионизм : последняя треть 19 века – начало
20
Стремление передать первое впечатление во всей первозданности
Фрагментарность композиции
Ассоциативность образных
связей
Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире
Изображение чувств, эмоций, ощущений; внутренних пережеваний личности
Представители литературы: Ги де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст
Слайд 30
Впечатление.
Восход солнца
К. Моне
Слайд 32
4 симфония Бетховена
К. Малевич
Слайд 34
Экспрессионизм : 1910-1920гг(Германия)
Сочетание критического пафоса с ужасом перед
неприглядной картиной бытия
Главные темы: гибель человека в мире, утрата
человечности в человеке
Тяготение к абстрактности
Использование приема фантастического гротеска
Представители литературы: Л.Андреев, Ф.Сологуб, А. Белый