Слайд 2
Первые произведения древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся
к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического,
патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность русской земли.
Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, "вечность" феодальных отношений, норм правопорядка.
.
Слайд 3
Основные жанры литературы этого времени исторические:
предание
сказание
повесть
и религиозно-дидактические:
торжественные слова,
поучения,
жития,
хождения.
Слайд 4
Ведущим жанром становится историческая
повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от
характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д.
Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.
Слайд 5
Исторические жанры древнерусской литературы, как правило,
бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип
погодного изложения давал возможность включать в нее разнообразный материал:
погодную запись,
сказание,
повесть.
Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы-небесными знамениями.
В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.
Слайд 6
Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических
и литературных памятников второй половины XI -начала XII столетия
является
"Повесть временных лет".
также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись»)
Слайд 7
"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литературный
памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный
расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени.
Самые старшие из них:
Лаврентьевская летопись - 1377 г.,
Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в.,
Радзивиловская летопись.
Слайд 8
русский летописный свод, названный по имени монаха Лаврентия,
списавшего его, в 1377 году по заказу Нижегородско-Суздальского князя
Дмитрия Константиновича.
Основой труда послужил Владимирский свод 1305 года. Летопись написана на 173 листах пергамента. Она начинается древнейшей дошедшей до нас редакцией "Повести временных лет". В XIX веке "Лаврентьевская летопись" была преподнесена царю Александру I русским археографом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.
Лаврентьевская летопись
Слайд 9
Ипатьевская летопись
русский летописный свод конца XIV-начала XV века,
восходящий к южнорусскому летописному своду конца XIII века.
Летопись получила название по костромскому Ипатьевскому монастырю, в стенах которого она хранилась.
Текст "Ипатьевской летописи" был открыт в XIX веке русским историком Николаем Михайловичем Карамзиным. На заглавном листе летописи перечислены имена великих князей, "княживших в Киеве до избитья Батыева".
Описание конкретных событий летописец сопровождал афоризмами, например: "Мир стоит до рати, а рать до мира" (1148 год).
Слайд 10
Радзивиловская летопись
летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся
в двух списках XV века.
Представляет собой
«Повесть временных лет», продолженную погодовыми записями до 1206 года.
Названия летописи происходит от имени виленского воеводы Я. Радзивилла, владевшего первым списком в XVII веке, и от города Кёнигсберга, где этот список хранился в XVIII в., пока в ходе Семилетней войны не попал в Россию в качестве трофея (1758) и не был увезен в Петербургскую академию наук, где опубликован в 1767. Наибольший интерес представляют раскрашенные миниатюры (всего их 617), которыми иллюстрирован Радзивилловский список.
Слайд 11
Одним из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.)
и выдающихся литературных памятников Киевской Руси является
Слово "О
законе и благодати" -
Автор - Иларион,
первый митрополит
из русских, поставленный
на киевскую митрополию
из священников в 1051 г.
Слайд 12
- художественное произведение, хотя и близко к летописи;
Тематикой
произведения становится неудачный поход на половцев северского князя Игоря
в конце апреля – начале мая 1185 года;
Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись.
Слайд 13
История «Слова…»
Открыто в конце 18 века Мусиным-Пушкиным
Впервые опубликовано
в 1800 году в Москве