Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Литературный процесс 1920-х годов

Содержание

Словарь: Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, –
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ Словарь:  Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ:Октябрьская революция;I мировая война;Гражданская война;политика военного коммунизмаНЭП. ОТГАДАЙТЕ СОБЫТИЕI МИРОВАЯ ВОЙНА (1914 – 1918 гг.)ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.ЗА В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА:СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКАПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ –ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это многообразие было ПовторениеК каким литературным течениям принадлежали следующие поэты и писатели в начале 20 века: Владимир Владимирович Маяковскийфутуризм Сергей Александрович ЕсенинИмажинизмНовокрестьянская поэзия Валерий Яковлевич Брюсовсимволизм Константин Дмитриевич Бальмонтсимволизм Александр Александрович БлокМладшие символисты Максим ГорькийРаннее творчество - неоромантизмЗрелое творчество - реализм ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА  ЛИТЕРАТУРУ РАЗДЕЛИЛА НАДВОЕ.РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ«САБЛЯ И КНИГА – ЧЕГО ЕЩЁ»А.ФАДЕЕВ ЭМИГРАНТЫИ.БУНИНА.КУПРИНЗ.ГИППИУСД.МЕРЕЖКОВСКИЙИ.ШМЕЛЁВК.БАЛЬМОНТА. АВЕРЧЕНКОМ.ЦВЕТАЕВАО.МАНДЕЛЬШТАМВ.НАБОКОВН.ГУМИЛЁВЛ.АНДРЕЕВ … Литературные объединенияРАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе различных объединений Представители РАППАлександр ФадеевДмитрий ФурмановЮрий Либединский Литературные объединенияЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и ставший его Представители ЛЕФаНиколай АсеевБорис Пастернак Представители ЛЕФаВасилий КаменскийОсип БрикПортрет работы Д. Бурлюка Литературные объединения«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде» — Представители «Серапионовых братьев»К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Представители «Серапионовых братьев»Евгений Иванович ЗамятинМихаил Зощенко Представители «Серапионовых братьев»Вениамин Каверин (Зильбер)Константин Федин Литературные объединения«Перевал» — советская литературная группа, существовавшая в 1923» — советская литературная группа, существовавшая «Перевал»- марксистская литературная группа  Возникла в Москве в 1923 – 1924 Идея и художественный образ «Перевала»Искренность творца, т.е. свобода, нравственность творчества.Большое внимание к Представители «Перевала»Александр Воронский, советский критик, теоретик искусстваМихаил Светлов (Шейнкман) Представители «Перевала»Михаил ПришвинАндрей Платонов РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)   Во главе группы – Руководство РАППа:А. ФадеевА. СерафимовичД. Фурмановпозже в РАПП придет В.Маяковский, порвав с ЛЕФомФурмановМаяковскийРАПП Журналы и основные идеи РАППа«На посту»«На литературном посту»   (журналы были Проза и поэзия 20-х годовНесмотря на большое количество поэтов, 20-е годы, скорее, Прозаические формыНеобыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две прозаические формы Сказовые произведенияН. С. Лесков «Левша»П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»Б. В. Шергин «Поморские Орнаментальная прозаОрнаментальная проза – высшая форма поэтической речи, характеризующаяся отсутствием границ между Орнаментальная прозаТревожный полусон, тревожная дремота царила.Еще не ушла зима, еще не прошла Фантастическая прозаОдин из краеугольных камней литературной полемики тех горячих лет – отношение МИХАИЛ ЗОЩЕНКОИ.ИЛЬФ И Е.ПЕТРОВ«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»Сатирическая проза 1932 год«О перестройке литературно-художественных организаций».Союз советских писателей
Слайды презентации

Слайд 2 Словарь:

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны

Словарь: Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая

и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и различное использование

классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей.

Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

Слайд 3 СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ:
Октябрьская революция;
I мировая война;
Гражданская война;
политика военного

СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ:Октябрьская революция;I мировая война;Гражданская война;политика военного коммунизмаНЭП.

коммунизма
НЭП.



Слайд 4
ОТГАДАЙТЕ СОБЫТИЕ
I МИРОВАЯ ВОЙНА
(1914 – 1918 гг.)
ВОЙНА

ОТГАДАЙТЕ СОБЫТИЕI МИРОВАЯ ВОЙНА (1914 – 1918 гг.)ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ

МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.
ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС
СТРЕЛЯЛ Я В

МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО…
РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ.
Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ…
ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ-
БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР.
С. А. ЕСЕНИН «АННА СНЕГИНА»

Слайд 5 В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА:
СШИВАЛИ МЫ

В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА:СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКАПОЛОТНИЩЕМ

ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА
ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ…
МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ,


МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ,
НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ!
Д.БЕДНЫЙ

ОТГАДАЙТЕ СОБЫТИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(7 ноября 1917 г.)


Слайд 6 ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,
В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ

ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ –ВСЕ НАХОДИЛИ

РОССИЮ –
ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ.
СЫН НА ОТЦА ПОШЕЛ, ЗАБЫВ

СВОИ ИСТОКИ,
МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ.

ОТГАДАЙТЕ СОБЫТИЕ

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
(1917 – 1922)


Слайд 7 Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной

Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это многообразие

жизни. Это многообразие было закреплено в 1925 году резолюцией

«О политике партии в области художественной литературы»: «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области»

Литературные течения, существовавшие в 20-е годы:

имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты, анархисты-биокосмисты, форм-либристы, эмоционалисты, фуисты, «ничевоки»


Слайд 9 Повторение
К каким литературным течениям принадлежали следующие поэты и

ПовторениеК каким литературным течениям принадлежали следующие поэты и писатели в начале 20 века:

писатели в начале 20 века:


Слайд 10 Владимир Владимирович Маяковский
футуризм

Владимир Владимирович Маяковскийфутуризм

Слайд 11 Сергей Александрович Есенин
Имажинизм
Новокрестьянская поэзия

Сергей Александрович ЕсенинИмажинизмНовокрестьянская поэзия

Слайд 12 Валерий Яковлевич Брюсов
символизм

Валерий Яковлевич Брюсовсимволизм

Слайд 13 Константин Дмитриевич Бальмонт
символизм

Константин Дмитриевич Бальмонтсимволизм

Слайд 14 Александр Александрович Блок
Младшие символисты

Александр Александрович БлокМладшие символисты

Слайд 15 Максим Горький
Раннее творчество - неоромантизм
Зрелое творчество - реализм

Максим ГорькийРаннее творчество - неоромантизмЗрелое творчество - реализм

Слайд 16 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЛИТЕРАТУРУ РАЗДЕЛИЛА НАДВОЕ.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ
«САБЛЯ И КНИГА

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЛИТЕРАТУРУ РАЗДЕЛИЛА НАДВОЕ.РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ«САБЛЯ И КНИГА – ЧЕГО ЕЩЁ»А.ФАДЕЕВ

– ЧЕГО ЕЩЁ»
А.ФАДЕЕВ «РАЗГРОМ»
Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ»
А.СЕРАФИМОВИЧ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК»
Н.ОСТРОВСКИЙ «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ

СТАЛЬ»

ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ
М.БУЛГАКОВ «БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ»
И.БАБЕЛЬ «КОНАРМИЯ»
И.БУНИН «ОКАЯННЫЕ ДНИ»
М.ГОРЬКИЙ «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ»


Слайд 17 ЭМИГРАНТЫ
И.БУНИН
А.КУПРИН
З.ГИППИУС
Д.МЕРЕЖКОВСКИЙ
И.ШМЕЛЁВ
К.БАЛЬМОНТ
А. АВЕРЧЕНКО
М.ЦВЕТАЕВА
О.МАНДЕЛЬШТАМ
В.НАБОКОВ
Н.ГУМИЛЁВ
Л.АНДРЕЕВ …


ЭМИГРАНТЫИ.БУНИНА.КУПРИНЗ.ГИППИУСД.МЕРЕЖКОВСКИЙИ.ШМЕЛЁВК.БАЛЬМОНТА. АВЕРЧЕНКОМ.ЦВЕТАЕВАО.МАНДЕЛЬШТАМВ.НАБОКОВН.ГУМИЛЁВЛ.АНДРЕЕВ …

Слайд 18 Литературные объединения
РАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся

Литературные объединенияРАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе различных

на основе различных объединений пролетарских поэтов.
Журнал «На посту» –

печатный орган РАПП. Поэтому писателей, входивших в эту группу иначе называли «напостовцы»

Слайд 19 Представители РАПП
Александр
Фадеев
Дмитрий Фурманов
Юрий Либединский

Представители РАППАлександр ФадеевДмитрий ФурмановЮрий Либединский

Слайд 20 Литературные объединения
ЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из

Литературные объединенияЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и ставший

футуризма и ставший его преемником в советской литературе
В. В.

Маяковский возглавлял ЛЕФ

Слайд 21 Представители ЛЕФа
Николай Асеев
Борис Пастернак

Представители ЛЕФаНиколай АсеевБорис Пастернак

Слайд 22 Представители ЛЕФа
Василий Каменский
Осип Брик
Портрет работы
Д. Бурлюка

Представители ЛЕФаВасилий КаменскийОсип БрикПортрет работы Д. Бурлюка

Слайд 23 Литературные объединения
«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и

Литературные объединения«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в

критиков), возникшее в Петрограде» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и

критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.


Слайд 24 Представители «Серапионовых братьев»
К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов,

Представители «Серапионовых братьев»К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М.


Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин,
И. Груздев, В.

Каверин

Слайд 25 Представители «Серапионовых братьев»
Евгений Иванович Замятин
Михаил Зощенко

Представители «Серапионовых братьев»Евгений Иванович ЗамятинМихаил Зощенко

Слайд 26 Представители «Серапионовых братьев»
Вениамин Каверин (Зильбер)
Константин Федин

Представители «Серапионовых братьев»Вениамин Каверин (Зильбер)Константин Федин

Слайд 27 Литературные объединения
«Перевал» — советская литературная группа, существовавшая в 1923» —

Литературные объединения«Перевал» — советская литературная группа, существовавшая в 1923» — советская литературная группа,

советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах» — советская литературная группа,

существовавшая в 1923—1932 годах. Организована под руководством Александра Воронского» — советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах. Организована под руководством Александра Воронского при созданном им журнале «Красная новь» — советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах. Организована под руководством Александра Воронского при созданном им журнале «Красная новь». При этом сам Воронский в группу формально не входил, председателем её неизменно был Николай Зарудин.
Первоначально объединяла молодых поэтов (Михаил СветловПервоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил ГолодныйПервоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр ЯсныйПервоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный и др.), отколовшихся от «Молодой гвардииПервоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный и др.), отколовшихся от «Молодой гвардии» и «Октября». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.
Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей.

Слайд 28 «Перевал»- марксистская литературная группа
Возникла в Москве в

«Перевал»- марксистская литературная группа Возникла в Москве в 1923 – 1924

1923 – 1924 годах.
Противопоставление другим группам:
уважительное отношение к

классикам («У них нужно учиться»)
психологизм – главное понятие.
художник максимально должен использовать интуицию

Литературные объединения


Слайд 29 Идея и художественный образ «Перевала»
Искренность творца, т.е. свобода,

Идея и художественный образ «Перевала»Искренность творца, т.е. свобода, нравственность творчества.Большое внимание

нравственность творчества.
Большое внимание к эстетике, а не к партийным

директивам.
Выступали за изображение полноценного человека.
Крайность:
Психологизм рассматривался на уровне подсознательного, интуитивного.

Художественный образ гораздо выше, сложнее, многозначнее любой голой идеи, схемы.


Слайд 30 Представители «Перевала»
Александр Воронский, советский критик, теоретик искусства
Михаил Светлов

Представители «Перевала»Александр Воронский, советский критик, теоретик искусстваМихаил Светлов (Шейнкман)

(Шейнкман)


Слайд 31 Представители «Перевала»
Михаил Пришвин
Андрей Платонов

Представители «Перевала»Михаил ПришвинАндрей Платонов

Слайд 32 РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
Во

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)  Во главе группы –

главе группы – Леопольд Авербах – любимец Троцкого.
Главное:
Ориентация

на массового пролетарского читателя, утверждение партийной пролетарской литературы.
ЦЕЛИ:
управлять литературным процессом
заменить вдохновение социальным заказом
стремление рассадить писателей по классовым нишам, «скамейкам»

Литературные объединения


Слайд 33 Руководство РАППа:
А. Фадеев
А. Серафимович
Д. Фурманов
позже в РАПП придет

Руководство РАППа:А. ФадеевА. СерафимовичД. Фурмановпозже в РАПП придет В.Маяковский, порвав с

В.Маяковский, порвав с ЛЕФом
Фурманов

Маяковский
РАПП был распущен в 1932 году,

вскоре стало очевидно, что эта верхушка организации, как и ее лидер Леопольд Авербах, «стала проклятьем для литературы» (И. В. Сталин).

Слайд 34 Журналы и основные идеи РАППа
«На посту»
«На литературном посту»

Журналы и основные идеи РАППа«На посту»«На литературном посту»  (журналы были

(журналы были пропитаны ненавистью и доносительством, теоретики

РАППа чаще всего упорно вселяли в них чувство «идейной неполноценности», вечного отставания от жизни, отступлений от «генеральной линии»).

Отрицание классического искусства. «Нет литературы советской, нет литературы вообще, есть литература буржуазная и пролетарская» (Радов).
Писатель не пролетарского происхождения – «попутчик».
Категории добра и зла рассматриваются на классовом уровне. Человек – схема. Главное, чтобы содержание было классово выражено.
Уравнивают марксистское мировоззрение с художественным методом.


Слайд 35 Проза и поэзия 20-х годов
Несмотря на большое количество

Проза и поэзия 20-х годовНесмотря на большое количество поэтов, 20-е годы,

поэтов, 20-е годы, скорее, эпоха эпических, а не лирических

форм, о чем с горечью говорил Б. Пастернак: «стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания была личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима»

Обсуждение вопроса:
Почему именно прозаические формы вышли на первый план в 20-е годы?


Слайд 36 Прозаические формы
Необыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов,

Прозаические формыНеобыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две прозаические

приобретают две прозаические формы – сказовая и орнаментальная.
Сказ –

повествование от лица рассказчика-персонажа, обычно выдержанное в форме бытового разговора

Какие сказовые произведения вы знаете?


Слайд 37 Сказовые произведения
Н. С. Лесков «Левша»
П. П. Бажов «Малахитовая

Сказовые произведенияН. С. Лесков «Левша»П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»Б. В. Шергин

шкатулка»
Б. В. Шергин «Поморские были и сказания»
М. Х. Кочнев

«Шелковые крылья»
М. Зощенко «Юмористические рассказы»

Борис Шергин


Слайд 38 Орнаментальная проза
Орнаментальная проза – высшая форма поэтической речи,

Орнаментальная прозаОрнаментальная проза – высшая форма поэтической речи, характеризующаяся отсутствием границ

характеризующаяся отсутствием границ между прозой и поэзией.
Евгений Замятин, Борис

Пильняк, Юрий Олеша и др.

Слайд 39 Орнаментальная проза
Тревожный полусон, тревожная дремота царила.
Еще не ушла

Орнаментальная прозаТревожный полусон, тревожная дремота царила.Еще не ушла зима, еще не

зима, еще не прошла весна... Но стали смешливее
лучи, зашумели

гулы...
Дул низкий, упругий, треплющий волосы девушки ветерок...
Потянуло за город.
Побежали мечты.
Нарождалась весна.
И мы встретились в первый раз

Борис Пильняк (Вогау)


Слайд 40 Фантастическая проза
Один из краеугольных камней литературной полемики тех

Фантастическая прозаОдин из краеугольных камней литературной полемики тех горячих лет –

горячих лет – отношение к фантастике. С одной стороны

многие писатели были уверены, что только фантастика способна угнаться за скоростью тех преобразований, которые переживает современная им действительность.

Е. Замятин «Мы»,
А. Н. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
Ю. Олеша «Зависть»,
М. Булгаков «Собачье сердце»

С другой стороны лефовцы отрицали художественный вымысел вообще и противопоставляли ему так называемую «литературу факта»


Слайд 41 МИХАИЛ ЗОЩЕНКО

И.ИЛЬФ И Е.ПЕТРОВ
«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»
Сатирическая проза

МИХАИЛ ЗОЩЕНКОИ.ИЛЬФ И Е.ПЕТРОВ«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»Сатирическая проза

  • Имя файла: literaturnyy-protsess-1920-h-godov.pptx
  • Количество просмотров: 224
  • Количество скачиваний: 6