Слайд 2
Цели урока:
Сопоставить в романе истории любви
героев
Сделать вывод о том, какова концепция любви в романе
Слайд 3
Эпиграф к уроку:
За невлюблёнными людьми любовь идёт как
привиденье…
Слайд 4
Первая проблемная ситуация:
Чувство любви может быть истинно хорошо
только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет
залог того … благоденствия, которое обещается нам в будущем…
Здесь представлены две точки зрения на роль любви в жизни человека, какие? Сможем ли мы, не обращаясь к тексту романа сказать, какое же утверждение относится к героям романа? Где слова Тургенева?
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь…
Любовь – предвестник счастья в будущем
Любовь – стихия, которая сильнее смерти
Слайд 5
Вторая проблемная ситуация:
Какова концепция любви в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети»: любовь-страсть или любовь-обещание будущего счастья?
Какую гипотезу
мы можем выдвинуть для работы на уроке?
Слайд 6
Задачи и методы урока:
Задачи:
Перечитать главы, где рассказывается о
любви героя
Раскрыть смысл любви для каждого из героев
Методы:
Изучение и
анализ
художественного
текста
Сравнение результатов анализа
Обобщение, вывод
Слайд 7
Пути решения гипотезы:
Определим, сколько героев романа проходят «испытание
любовью»?
4 пары в романе: Николай Петрович и Фенечка, Павел
Петрович и княгиня Р., Базаров и Одинцова, Аркадий и Катя
Сравним эти истории любви и сделаем вывод, какова концепция любви для каждого из героев и для романа в целом.
Слайд 8
Николай Петрович и Фенечка
В 1856 году Н.П. ночевал
на постоялом дворе, хозяйкой которого была мать Фенечки. Ему
понравилась хозяйка, он пригласил её к себе экономкой. Фенечке шёл 17 год. Она наследовала от матери любовь к порядку, рассудительность и аккуратность. Мать её вскоре умерла. А к приезду Аркадия сыну Н.П. и Фенечки было уже 7 месяцев.
Это естественная и простая любовь, результат их любви –сын, созданная ими семья.
Слайд 9
Павел Петрович и княгиня Р.
Когда П.П. было уже
28 лет, он встретил княгиню Р. Она была замужем,
детей у неё не было, вела странную жизнь, с увлечением предавалась разным удовольствиям, а по ночам плакала и молилась. Во всём её лице только и было хорошего, что глаза, взгляд их быстрый, глубокий, беспечный до удали, тоскливый до уныния – загадочный взгляд. П.П. встретил её на балу и влюбился страстно. Она чуть не свела его с ума своей странной любовью, но охладела к нему. Он терзался и ревновал, она избегала его. Через 10 лет он узнал о её смерти.
Это любовь-страсть, наваждение, вспыхнувший и потухший костёр
Слайд 10
Базаров и Одинцова
Встретил Одинцову на балу у губернатора.
Первоначальные его отзывы циничны: «Это что за фигура, на
остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». При встрече с ней в гостинице он будто сконфузился. После знакомства с ней Базаров изменился, в нём стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, чувство к Одинцовой мучило его и бесило. Базаров тоже понравился Одинцовой, она видела в нём что-то новое, с чем ещё не встречалась.
Эта любовь-страсть раздваивает душу Базарова, показывая, что это нигилист может быть романтиком. Эта любовь не «убила» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу.
Слайд 11
Аркадий и Катя
Аркадий ещё увлечён Одинцовой, когда она
знакомит его со своей сестрой Катей. Когда Катя говорила,
то очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, глядела как-то забавно-сурово. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и розовые руки, и чуть сжатые плечи. Хорошо ему было с Катей, он был с нею как дома, она обожала природу и он любил, хотя боялся признаться в этом.
Это простая, земная, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая перейдёт в брак.
Слайд 12
Аналитическое чтение последнего абзаца романа:
Открывается описание картиной сельского
кладбища. Но постепенно тон меняется: «вид печальный… деревянные кресты
поникли и гниют… каменные плиты сдвинуты… два-три ощипанных деревца», - автор постепенно переходит к торжественному пафосу «не касается человек, не топчут животные, но одни птицы садятся» у могилы Базарова. Потом снова скорбная картина описания страданий старичков-родителей: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» Сам автор отвечает философским выводом о вечной жизни природы, оо вечном спокойствии, о вечном примирении, о жизни бесконечной.
Значит, любовь сильнее смерти, потому что она вечна!
Слайд 13
Какова концепция любви в романе?
В романе автор показал
и любовь-страсть (Базаров – Одинцова; П.П. – княгиня Р.),
и любовь – обещание счастливого будущего (Н.П. – Фенечка; Аркадий – Катя).
Для любви-страсти нет будущего, страсть проходит и остаётся пустота, или эта страсть несёт в себе смерть.
Слайд 14
Смерть Базарова
«Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть
воплощением нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть
любимую женщину».
Д.Писарев
- Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…
Слайд 15
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею,
только любовью движется жизнь…
И.С.Тургенев