Слайд 2
Любовная лирика Некрасова была несколько необычной для современников.
Это лирика прозы жизни, прозы любви с размолвками и
взаимными упреками.
Слайд 3
В центре любовной лирики – Панаевский цикл, посвященный
Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой 22-летний Николай познакомился в
1842 году. В столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский.
Слайд 4
С мужем, повесой и кутилой, у Авдотьи Яковлевны
не складывались отношения, и вскоре молодой Некрасов добился расположения
девушки. Вскоре Николай Некрасов выкупил вместе с Иваном Панаевым журнал «Современник», и молодые люди поселились втроём в одной квартире. Авдотья Яковлевна, оставаясь официальной супругой Панаева, стала гражданской женой Некрасова. Их незаконные отношения продолжались 15 лет. Вероятно, в 1847 году, когда Панаева стала женой (гражданской) Некрасова и они написали совместный роман «Три страны света», появились строки:
Когда горит в твоей крови
Огонь действительной любви,
Когда ты сознаешь глубоко
Свои законные права, —
Верь, не убьет тебя молва
Своею клеветой жестокой!
Постыдных, ненавистных уз
Отринь насильственное бремя
И заключи — пока есть время —
Свободный, по сердцу союз.
Слайд 5
Тяжело переживал Некрасов и смерть их общего сына,
прожившего всего лишь несколько часов. Душа моя уныла и
слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной
Постыдное бессилие раба!
Ей все равно — холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь,
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду... но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом... и та,
Которая воззвать могла бы к свету, —
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза —
И, кажется, зарею обновленья
Слайд 6
Панаева, прототип героини его любовной лирики, предстала независимой,
сильной, своенравной и неприступной. Характер лирической героини, по словам
Скатова, проявляется «в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать». Герой же, напротив, человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению («Застенчивость»). Герой потерял надежду, веру в будущее, но вместе с тем пытается понять причины его «бессилия обидного». Он готов подарить своей возлюбленной целый мир, но при встрече с ней он потерян.
Слайд 7
Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более
сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто
не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Слайд 8
Связь с циклами денисьевским исследует тонкие движения человеческой
души, изображает “жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего
мира людей. О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике. Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.
Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг...” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:
Истерзана, озлоблена борьбой...
Страдалица! Стоишь передо мной...
Слайд 9
В начале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся,
готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а
с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.
В изумительной лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленъя, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Слайд 10
Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о
расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось
светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!
Слайд 11
“Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково
всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на
возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.
Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.