Целью научно - исследовательской работы является изучение
истории создания поэмы М.Ю Лермонтова «Мцыри», повышение интереса молодого поколения к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», знакомство с общечеловеческими ценностями, воспитание уважения к человеку, Родине, свободе и культуре своей страны.
Задачи:
Показать секрет притягательной силы поэмы «Мцыри», интерес к Мцыри современного молодого человека? Почему исповедь Мцыри называют проповедью?
Слайд 3
Объектом исследования является изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Методы исследования: изучение критических статей о творчестве М. Ю.
Лермонтова и о поэме «Мцыри», анализ специальной литературы, периодических изданий; поиск internet-материалов, презентация.
Работа носит познавательный, воспитательный и развивающий характер.
Слайд 4
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»
Что такое поэма «Мцыри»?
Это гимн
высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению, свободолюбивому «могучему духу».
Что за огненная душа, что за могучий дух у этого Мцыри…
В.Г.Белинский
Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Слайд 6
История названия поэмы
В автографе поэма была названа «Бэри»
с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Позднее(в сборнике «Стихотворения М.Лермонтова»
1840г.) поэт изменил название – «Мцыри»(не служащий монах, послушник, а также чужестранец).
Слайд 7
Голова Мцыри. Гравюра на дереве
художника Ф. Д. Константинова.
1957.
«А душу можно ль
рассказать?»
Я знал одной
лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Слайд 8
Весной 1837 года Лермонтов, сосланный на Кавказ, проезжал
по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом,
поэт
увидел остатки некогда существовавшего монастыря. Здесь встретил он бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец, который рассказал о своей судьбе. Ребёнком он попал в плен и прожил всю жизнь в монастырских стенах, хотя страстно тосковал по родине и мечтал о свободе.
Храм Джвари – место событий поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Слайд 9
Гравюра Ф.Константинова
и В.Фаворского
Побег Мцыри из монастыря
И в
час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при
алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой
Меж бурным сердцем и грозой?..
Слайд 10
Гравюра Ф.Константинова
и В.Фаворского
И вот в туманной вышине
Запели
птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как
они, навстречу дню
Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал.
Слайд 11
Гравюра
Ф.Константинова и В.Фаворского
Бой с барсом. Гравюра на
дереве
М. Н. Орловой-Мочаловой. 1947.
Слайд 12
«То был пустыни вечный гость - могучий барс»
... То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нём
Шерсть отливала серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови... Да, рука судьбы
Меня вела иным путём...
Слайд 13
...И от желаний ты отвык.
Тебе есть
в мире что забыть,
Что за нужда? Ты жил старик! Ты жил, - я также мог бы жить!
Слайд 14
Начинается произведение с описания места, где
происходят события. Автор
очень коротко знакомит
нас с детством главного героя и
обстоятельствами того, как он попал в монастырь. Затем Лермонтов резко переносит нас к завершающему эпизоду – предсмертной исповеди главного героя.
Именно она и занимает большую часть поэмы.
В исповеди Мцыри рассказывает о самых ярких
моментах своей жизни – о трех днях,
проведенных на воле, за пределами монастыря.
Особенности композиции
Слайд 15
Мцыри – образец силы
человеческого характера
Мцыри – очень сильный человек. Он впитал
в себя с детства невероятную гордость горцев, особое видение мира, понятие о чести.
Лучше умереть в борьбе, чем всю жизнь прозябать, сознавая безвыходность своего положения и невозможность ничего изменить.
Развалины на берегу Арагвы, 1837 г. Рисунок М.Ю.Лермонтова
Слайд 16
Автор и его герой
Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе,
стремление к действию, к борьбе. Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями.
Военно-Грузинская дорога.
Рисунок Лермонтова
Слайд 17
Образ главного героя
Мцыри чувствует
гармонию природы. Он слышит и видит природу во всей
полноте звуков, красок, ощущений. Для него шум потока после грозы подобен «сердитых сотне голосов», и все они ему понятны («хотя без слов мне внятен был тот разговор»…). «Зубцы далеких гор» напоминают юноше красивый «узор», а тучка будто «крадется» за луной «как за добычею своей, объятья жадные раскрыв»,деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Мцыри ставит себя в один ряд с тем, что вокруг него: буря, «божий сад», барс. Он говорит про себя: «как барс пустынный зол и дик», «как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей».
Слайд 18
Важные моменты в жизни Мцыри
1. Он осуществляет свой
побег, о котором давно мечтал («давным-давно задумал я»).
2.
Мцыри увидел грузинку, спускающуюся по узкой горной тропе за водой. Ему хочется идти за девушкой, его одолевает страстный порыв, желание оказаться в кругу близких, родных людей, слышать рядом с собой голос «так сладко вольный». Но он, поборов своё желание, не посмел выйти ей навстречу, остаётся верным своей цели и продолжает нелёгкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.
3. Битва с барсом. Юноша уже ощутил всю силу и радость
свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь:
Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы:
Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
Слайд 19
Актуальна ли сейчас поэма «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» остается актуальной и сегодня.
Это происходит, на мой взгляд, потому, что в
замечательной поэме М.Ю. Лермонтова воспеваются
общечеловеческие качества – стремление к свободе, любовь к родным, близким, к Отчизне, к природе, тоска по родной стороне. Автор восстаёт против угнетения личности, вкладывая в уста своего героя отважные слова, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.