Слайд 2
Цель исследования:
Найти в произведениях Тургенева сравнения
и определить их значение и роль в художественном тексте.
Задачи:
Перечитать повесть Тургенева «Муму» и рассказ «Певцы».
Найти и выписать из произведений все сравнения.
Классифицировать сравнения по их видам (простые, метафорические, олицетворения и овеществления).
Определить роль сравнений в художественном тексте.
Слайд 3
Теория вопроса
Сравнение – это один из приёмов художественной
речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать,
изобразить один из них при помощи другого. Сравнительный оборот строится с помощью союзов: как, словно, будто, как будто, точно.
Слайд 4
Метафора (греч. «перенос»), образное сближение слов на базе
их переносного значения.
Олицетворение – это воплощение каких-нибудь черт, свойств
в образе живого существа.
Овеществление – это выражение в чём-нибудь вещественном, материальном.
Слайд 5
«Муму»
Сравнения:
«Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла
без
разбору, как иная глупая дворняжка,
которая, сидя на задних лапах
и подняв морду
и зажмурив глаза, лает просто о скуки, так, на
звёзды» (прямое сравнение).
Слайд 6
Метафорические сравнения:
1.«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и
поднимались».
2.
«Герасим скучал и недоумевал, как
недоумевает молодой, здоровый бык,
которого только
что взяли с нивы, где сочная
трава росла ему по брюхо».
3. «Герасим видел перед собой белеющую
дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела».
Слайд 8
Выводы по главе:
1. Автор не использовал в повести
олицетворения, но использовал простые, метафорические сравнения и овеществления.
2. Автор
использовал сравнения в своей
повести, для того чтобы, украсить её, сделать богаче, эмоциональнее.
Слайд 9
«Певцы»
Сравнения (прямые):
«У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы,
жёсткие, как щетина».
«Моргач осторожен и в то же время
предприимчив, как лисица».
«Моргач болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается».
«Лицо Якова было бледно, как у мёртвого.
Мы все стояли как оцепенелые».
«Яков наслаждался своей победой, как дитя».
«Моргач, весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла».
Слайд 10
Метафорические сравнения:
«Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и
размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет
обе стороны бедной деревушки».
«На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня».
«Окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещённое изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездою».
«У Николая Ивановича жирный лоб, перетянутый морщинами, словно нитками».
Слайд 11
5. «Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось
у меня с плеч, как только я переступил порог».
6.
«Присутствие Обалдуя переносили, как неизбежное зло».
7. «Рядчик играл и вилял своим голосом, как юлой».
8. «У Якова глаза разгорелись, как уголья, и он весь дрожит как лист и беспорядочно улыбается».
9. «Звук дрожащий, как струна».
10. «Голос звенел, как надтреснутый».
Слайд 13
Выводы:
Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает
с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его
связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий…
А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.
Слайд 14
Источники:
И. С Тургенев повесть «Муму» и рассказ «Певцы».
Литературоведческий
словарь.