Слайд 2
По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не
в описании сарафана, но в самом духе народном”.
Цель:
Задачи:
Выявить значение
народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.
Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники.
Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», И.Шмелев «Лето Господнее», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.
Слайд 3
Народные праздники
Умели русские люди работать, умели и отдыхать.
“Делу - время, потехе - час”, - так еще
в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.
Слайд 4
Праздники
Рождественские святки.
Крещение.
Широкая масленица.
Вербное воскресенье .
Пасха.
Семик честной.
Троица.
Иван Купала.
Многие
праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с
явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.
С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим.
Слайд 5
На Святки
(так называлось праздничное время от Рождества
до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое
искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.
Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года
Слайд 6
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
«Настало утро. Вся церковь еще
до света была полна народа. Пожилые женщины в белых
намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впереди их. Девчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. Но впереди всех стояли дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частию в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Голова облизывался, воображая, как он разговеется колбасою; девчата помышляли о том, как они будут ковзаться с хлопцами на льду; старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы. По всей церкви слышно было, как козак Свербыгуз клал поклоны. Все миряне заметили, что праздник — как будто не праздник; что как будто все чего-то недостает. Как на беду, дьяк после путешествия в мешке охрип и дребезжал едва слышным голосом; правда, приезжий певчий славно брал баса, но куда бы лучше, если бы и кузнец был, который всегда, бывало, как только пели «Отче наш» или «Иже херувимы», всходил на крылос и выводил оттуда тем же самым напевом, каким поют и в Полтаве. К тому же он один исправлял должность церковного титара. Уже отошла заутреня; после заутрени отошла обедня,… куда ж это, в самом деле, запропастился кузнец?»
Слайд 7
« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и
крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из
соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кiльце ковбаски! Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега.»(«Ночь перед Рождеством.»
Слайд 8
Святки
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах
и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки
было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Слайд 9
Народные приметы в балладе «Светлана»
Это стихотворение Жуковского интересно
тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За
ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”чтобы узнать, в какой стороне живет суженый - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. “Снег полоть” - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь – к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.
Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, “пели в лад песенки подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Слайд 10
В.А.Жуковский «Светлана»
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было
гадание с зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт
Белой
пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Слайд 11
Крещение
В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в
связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих
пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.
Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния.
“Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.
«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят – “погружают крест!”. Слышу знакомое – “Во Иорда-а-не... крещающуся Тебе, Господи-и...” – и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит – “пушки, гляди, палят!” – и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии... и – ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго». (И.Шмелев «Лето Господнее»)
Слайд 12
Масленица
Масленица - сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов
зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Христианская
церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост. В древности праздник этот заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народ. гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре.
МАСЛЕНИЦА, Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название “Масленица” возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.
Слайд 13
«Евгений Онегин»(отрывки)
Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор
выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой
старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…».
Слайд 14
А.Н.Островский «Снегурочка»
Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского.
Обряд у драматурга приближается к народному. Чучело Масленицы везут
берендеи и поют:
Прощай, Масленица!
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкой поила,
Прощай, Масленица!
………………………..
Масленица мокрохвостка,
Поезжай домой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна – Красна,
Наша Ладушка пришла.
Слайд 15
И.Шмелев «Лето Господнее»
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
«Я просыпаюсь от резкого света
в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня
Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник "филенщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап* кап* кап* Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенные вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что - то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. * Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, - священный. *Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. - Вставай, милок, не нежься* - ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. Где она у тебя тут, масленица - жирнуха* мы ее выгоним. Пришел Пост отгрызу у волка хвост. * Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, - тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, - чистый сегодня понедельник! - только казанчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так "по закону надо". И грех смеяться, и надо намаслить голову...» Так описывает начало Великого Поста - Чистый Понедельник Шмелев в своей книге "Лето господнее". Велики Пост - самый продолжительный и самый строгий.
Слайд 16
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье и шествие на осляти
В последнее
воскресенье перед большим праздником Пасхи - Воскресения Христа –
отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Богослужебное название этого праздника - неделя Ваий (т.е.“ветвей”). В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем.
Слайд 17
«Лето Господнее»
«Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы
и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни.
Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду...». Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с «морским жителем» поиграешь, с вербы, в окно засмотришься. Горкин пасочницы как будто делает! Я кричу ему в форточку, он мне машет.»
Слайд 18
Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха - это праздник
свободы. Во 2-ом тысячелетии до н.э. еврейский народ -
Израиль освободился от египетского рабства. Освобождение свершилось благодаря Богу.
Многие русские поэты прошлого посвящали свои стихи Пасхе.
А.К.Толстой «Благовест»
Слайд 19
«Лето Господнее»
«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все
прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть,
что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, — повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:
— Ты чего это не спишь, бродишь?..»
Слайд 20
Для православных христиан Пасха - главный праздник, это
праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие,
не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом.
Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть.
Пасха в переводе с греческого обозначает “прохождение”.
Предваряющий Пасху Великий пост длится 40 дней в память о посте Иисуса Христа в пустыне. Пост - есть упражнение, способствующее подчинению души и тела духу, а через это - Богу.
Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: “Христос Воскресе!”. Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца.В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а красный цвет говорит о том, что Христос Своей Кровью освятил жизнь.
По преданию, Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая всем о Нем, Его жизни и Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, ее знали там раньше богатой и знатной и поэтому пропустили к императору Тиберию. Она подала ему яичко и сказала: “Христос Воскресе!”. Удивился император: “Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!”. И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! В память об этом, начиная примерно с XII в., все христиане на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом, хотя в церковный обиход символ яйца вошел намного раньше - еще в IV в.
Слайд 21
«Лето Господнее»
«Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На
белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые
кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.
Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых...
— Ну, Христос Воскресе... — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
...сме-ртию смерть... по-пра-ав..!
Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная.»
Слайд 22
Среди весенних и летних праздников особо почитались в
народе - Семик, Троица и Иван Купала.
В старинной
песне так и поется:
Как у нас в году три праздника,
Первый праздник - Семик честной,
Другой праздник - Троицын день,
А третий праздник -Купальница.
Семик
Троица
На Семик, как на Рождество и Крещение, девушки гадали - пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок - все сложится счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок - расстроится свадьба. Ну а если вдруг потонет - быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Старинные народные предания подтверждали эти приметы.
Троица - один из больших летних церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце.
“Во имя Отца, Сына и Святого Духа!” Этими Великими словами пастыри Церкви начинают все свои собеседования.
В старину тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества ( Отца, Сына и Святого духа ), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.
Слайд 23
И. А. Бунин
ТРОИЦА
Гудящий благовест к молитве
призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных
лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
Ив окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых, засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье
С. А. Есенин
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра - хмельная весна.
На резных окошках - ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам - белый перезвон.
Слайд 24
Иван Купала
В древности праздник этот отмечали почти все
народы Европы. Приходится он на время летнего солнцестояния -
24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя).
Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название “Купала”, видимо, произошло от слов “купать”, “купанье”. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.
Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом - трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродиться хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием молодежи.
По народным поверьям, купальная ночь - таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.
Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нем много языческого и непристойного.
Слайд 25
Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Видишь ли ты, стоят
перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов
разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось.
Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки».
«- Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?
Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
"Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули." Насилу воротилась, яга!- проворчал он сквозь зубы. - Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!" Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая черточка!" - проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. "Славная красавица!" - подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. "Бросай!" - сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? - цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. "Здесь!" - глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: "Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось".Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. "Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило... Как бешеный подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку...»
Слайд 26
Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Раз кто-то уже, видно,
сжалился над ней, посоветовал идти к колдунье, жившей в
Медвежьем овраге, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни. Решилась попробовать последнее средство; слово за слово, уговорила старуху идти с собою. Это было ввечеру, как раз накануне Купала».
Слайд 27
ВЫВОД
Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии
человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов
естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа. Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.
Слайд 28
Вывод
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв
много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее
и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».
Слайд 29
Применение проекта
Наш проект может быть использован на классных
часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.
Слайд 30
Использованная литература
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2.
Детская энциклопедия “История России ( от древних славян до
Петра Великого )т.5
М. 1995 г.
3. Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г.
4. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки),
Н.Островский «Снегурочка»,
И.Шмелев «Лето Господнее»,
В.А.Жуковский «Светлана»,
А.К.Толстой «Благовест»,
стихи И.Бунина, С.А.Есенина.