Слайд 3
«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»
Слайд 5
С 1801 в Петербурге действует литературное объединение «Дружеское
общество любителей изящного», позже переименованное
в
«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
Слайд 8
Руководителем кружка был
писатель и переводчик
Иван Мартынович Борн,
известный
российский литератор и педагог
Слайд 9
Руководителем кружка был
Иван Петрович Пнин
Слайд 10
Руководителем кружка был
В. В. Попугаев,
русский писатель, поэт,
просветитель.
Попугаев был «пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и
гонитель зла, непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный», служивший нередко «предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его». (Греч)
Слайд 12
В общество входили литераторы скульпторы, художники, священники, археологи,
историки.
Слайд 15
Среди членов кружка был
известный лингвист, философ
А. Х.
Востоков
Слайд 17
Среди членов кружка был
астроном Николай Федорович Остолопов, составивший
уникальный «Словарь древней и новой поэзии» (1821 г.)
Слайд 18
Среди членов кружка был
поэт Иван Иванович Дмитриев
Слайд 19
Среди членов кружка был
сын Александра Николаевича Радищева –
Николай Александрович Радищев
Самое известное произведение Николая Радищева —
«Богатырские повести
в стихах» (1801), состоящие из двух частей:
«Альоша Попович» и
«Чурила Пленкович».
Слайд 21
Николаем Радищевым издана также «драматическая повесть в стихах»
под названием
«Друзья» (1802) и
«Жизнь князя Якова Петровича
Шаховского» (1810) —
биография видного государственного деятеля XVIII века. Н. Радищев перевёл «Гяура» Байрона.
Слайд 23
Среди членов кружка был
Александр Ефимович Измайлов,
баснописец, критик
и журналист
Слайд 24
Целью «Вольного общества» была пропаганда идей просвещения
через словесность, науки и художества.
Слайд 25
Вместе с тем, кружковцы обсуждали и политические
проблемы: крепостного права, государственного строя.
Слайд 26
Идеи кружка проводились через журналы «Северный вестник», «Санкт-Петербургский
вестник», «Журнал Российской словесности».
Слайд 27
В литературной деятельности члены «Вольного общества» были последователями
А.Н. Радищева, хотя их политическая позиция носила ограниченный характер
– ни революционерами, ни республиканцами поэты - просветители не были.
Слайд 28
Члены «Вольного общества» отстаивали идею равенства сословий, борьбы
с тиранами.
Слайд 29
Сложился образ автора в стихотворениях просветителей, это был
поэт - гражданин, который пропагандировал гражданские идеи.
Слайд 30
Излюбленным жанром у просветителей была ода, они
выступали как продолжатели традиций классицизма и, по сути, заложили
основу для гражданского романтизма.
Слайд 31
Названия стихотворений отражают гражданскую направленность просветительской
поэзии, слово «ода»
частенько присутствует
в названиях.
Слайд 32
«Ода достойным»
Александра Христофоровича
Востокова
Слайд 34
Александр Христофорович Востоков
посвятил оду Александру I,
в чьем образе он видит идеал гражданина
Слайд 35
Выражением идеи социальной справедливости выступила
«Ода на
правосудие»
И. П. Пнина.
Слайд 37
С ориентацией на стилевые приемы оды
написана «Судьба» Василия
Попугаева
Судьба
О, странное судеб веленье,
Чудесный счастья оборот!
Невинный страждет в утесненье,
Злодей
безбедственно живет.
Один в слезах смыкает очи,
В скорбях, рыданьях восстает,
Проводит в сетованьи ночи,
В труде поносном жизнь влечет;
Другой на розах засыпает,
Богатств в избытке и честей,
Годами радости считает,
А скорбь лишь знает чрез людей.
Слайд 38
Один, быв иста добродетель,
Помощник страждущим в бедах,
Злосчастных, сирых
благодетель,
Влечет жизнь в тягостных цепях, -
Лишен отеческого крова,
Жены любезной
отдален,
Гоним свирепством рока злого,
В труде под полюсом согбен;
Другой, пограбя миллионы,
Покрывши кровью целый мир,
Наруша все права, законы,
Хвалы внимает льстивых лир,
Себя не чтит едва за бога,
Главой, владыкой смертных всех,
И внутрь блестящего чертога,
Пресытясь, дремлет средь утех!
Слайд 39
Вотще питают нас надежды,
Правдивость в мире не живет,
Здесь
чаще счастливы невежды,
А добрый, мудрый слезы льет;
Венцы Кромвели получают,
Нероны
- скипетр золотой,
Камиллов в ссылку посылают,
Дионам смертью платят злой.
Богиня счастия слепая
Дает всё людям на случай,
Судьбою смертного играя,
Из чаши сыплет через край
Богатства, почести, почтенье,
Где слышит только гул людей, -
И в то же самое мгновенье
Сбирает их рукой своей.
Слайд 40
Сей мир есть место испытаний,
Где смертный борется с
волной
Страстей, бунтующих желаний,
Одной питается мечтой;
Где мудрый втуне иссякает
В желаньи
жить лишь для людей,
О бедствах ближних воздыхает
И в узах стонет - как злодей!
Слайд 41
С ориентацией на стилевые приемы оды
написано «Общежитие»
Николая
Ивановича Гнедича
Слайд 43
Язык стихотворений поэтов начала века близок к стилю
классицистической оды.
Высокий стиль стихотворений создан путем использования архаичной
лексики – старославянских и устаревших русских слов: бремя цепей, дщерь, несть оковы, деяния, страждет,
а также использованы слова и выражения возвышенно-гражданского содержания:
долг священный, твердость духа, гражданин, мужество.
Слайд 45
Ученые назвали ключевые слова в гражданских стихотворениях
поэтов
- радищевцев
словами - сигналами
Слайд 46
Поэты
«Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств»
продолжили традиции гражданской лирики в духе классицизма.
Слайд 48
Их неофициально называли
ʼʼпоэтами - радищевцамиʼʼ,
потому
что они разделяли идеи
А.Н. Радищева, в обществе так
же состояли его сыновья.
Слайд 49
Писатель «Вольного общества» -
Василий Васильевич Попугаев,
русский писатель, поэт,
просветитель
Слайд 50
Писатель «Вольного общества» -
Александр Ефимович Измайлов
Слайд 51
Писатель «Вольного общества» -
Гавриил Петрович Каменев
Слайд 53
Писатель «Вольного общества» -
Александр Христофорович Востоков
Слайд 55
Писатели представляли собой неоднородную группу людей, ʼʼстремящихся к
взаимному себя усовершенствованию во имя общей пользыʼʼ.
Слайд 56
Большинство из писателей незнатного происхождения, а программными
произведениями являются работы
Монтеське, Беккария, Филанджиери …
Беккария
Филанджиери
Слайд 57
Целью молодых людей было избавление людей от невежества,
стремление растолковать принципы, на основании которых можно построить гармоническое
общество.
Слайд 58
Не будучи революционерами, они критически относились к крепостничеству
и деспотизму.
Οʜᴎ руководствовались
идеей
воздействия
на монарха,
посвятив данному
ряд произведений.
Слайд 60
Основные идеи сторонников неоклассицизма
(большинство в обществе),
заключились
в исключительной роли человека, его разума, его деяний.
Слайд 61
В этом виден решительный поворот русской лирики к
личности, вопреки прежним ʼʼклассицистическимʼʼ идеалам доблести.
Слайд 64
Поэты вольного общества проявили интерес к русскому фольклору,
к экспериментам в области стихосложения.
Вместо силлабо - тоники
они пробовали тоническую систему, безрифменный стих.
Слайд 68
Переводили античных авторов, пытаясь сохранить метрику оригинала.
Проблема
эта была весьма актуальна, так как русская литература в
это время активно приобщалась к достижениям культуры Западной Европы.
Слайд 70
Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых
обществом и связанных с ним –
альманах ʼʼСвиток музʼʼ.
Слайд 71
В журналах звучали темы крепостного права,
государственного устройства и просвещения.
Слайд 73
Будущие декабристы – тоже члены
«Вольного общества любителей
словесности, наук и художеств»
Кондратий Рылеев
Слайд 75
Будущие декабристы – тоже члены
«Вольного общества любителей
словесности, наук и художеств»
Александр Бестужев
Слайд 77
Будущие декабристы – тоже члены
«Вольного общества любителей
словесности, наук и художеств»
Вильгельм Кюхельбекер
Слайд 80
Членами «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»
стал
Константин Батюшков
Слайд 83
Членами «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»
стал
Фёдор Глинка
Слайд 85
Членами «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»
стал
Антон Дельвиг
Слайд 88
Членами «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»
стал
Василий Жуковский
Слайд 90
С 1818 года в «Вольное общество любителей словесности,
наук и художеств» вступил
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 92
Взгляды участников Вольного общества сильно менялись, что не
помешало ему просуществовать, хотя и большими перерывами, до 1825
года.