Слайд 2
Цель:
исследование символики образов Кощея Бессмертного и Бабы-Яги в
русских народных сказках.
Слайд 3
Задачи:
1. установить связь образа Кощея Бессмертного с мифологическими героями;
2. выяснить
этимологию слова Кощей;
3. выявить символический смысл образа Кощея Бессмертного
в русских народных сказках;
4. установить связь образа Бабы-Яги с мифологическими героями;
5. определить этимологию слова Яга;
6. выявить специфику образа Бабы-Яги в русских народных сказках
Слайд 4
Объект исследования: тексты русских народных сказок в обработке
А.Афанасьева, пересказе М.А. Булатова.
Предмет исследования: особенности изображения фантастических персонажей
в сказках.
Метод исследования: структурно - семантический .
Слайд 5
Гипотезы:
этимология имени Кощей отражает разные типы персонажей
в русских народных сказках.
Кощей Бессмертный олицетворяет собой не только
мир насилия, но и отражает природные явления.
Изменение символического смысла образа Бабы-Яги связано с изменением воззрений славян, принятием христианства на Руси.
Слайд 6
Славянская мифология
Трипетович — сын Матери Сырой Земли, владыка
темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам. Он
же (в более широком смысле) - славянский владыка Пекла Чернобог (у греков ему соответствуют Триптолем и Аид).
Слайд 7
Этимолгия
1. от «касть» – сокращенное от капость, пакость –
мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь ;
2.
от «кость».
Слайд 8
Символика образа Кощея
В образе Кощея в русских народных
сказках выражается мир насилия, человеконенавистничества
Слайд 9
Кощей олицетворяет собой деспотическую власть.
Слайд 10
Кощей может символизировать собой и явления природы. Образ
Кощея связан с бесконечной сменой времен года. Многие герои
сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния – окостеневают.
Слайд 11
И всегда находится герой, который противостоит злодею,
разрушает злые кощеевы чары, герои оживают, а Кощей сам
погибает.
Слайд 12
Баба-Яга
Так в «Краткой энциклопедии славянской мифологии» читаем: «БАБА—ЯГА,
Яга Ягйшна, Яга Виевна, Яга Змйевна — сказочный персонаж;
«род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Слайд 13
А В. А. Иванов в словаре "Мифы языческой
Руси" пишет: «БАБА ЯГА — первоначально — положительный персонаж
древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь»
Слайд 15
Яга может дарить герою разные предметы, помогающие в
последствие выжить, но самым ценным подарком оказывается совет.
Слайд 16
Чтобы Яга помогла герою, ему часто надо выполнить
целый обряд. Для начала – повернуть к себе избушку
на курьих ножках
Слайд 18
Дело в том, что у древних славян был
такой обряд «выпекания ребенка». Применялся он в случае болезни
ребенка, а также к недоношенным детям. Ребенка клали на лопату и трижды засовывали в теплую печь. Также был обряд взросления, когда ребенка символически похищали и уносили в лесную чащу. С уходом лесных божеств эти обряды стали вне закона, и, конечно же, их отголоски превратились в страшилки.
Слайд 19
Яга-воительница
Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист
героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего
человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Слайд 21
Выводы:
Образ Кощея Бессмертного своими корнями уходит в славянскую
мифология.
Имя героя связано со значением слова «кость»,
«мерзость , гадость».
В русских народных сказках Кощей символизирует, во-первых, мир насилия, человеконенавистничества, во-вторых, олицетворяет собой неограниченную, деспотическую власть, в-третьих символизирует бесконечную смену времен года, бесконечность жизни.