Слайд 3
Проблема исследования
Предметом исследования в работе является
язык персонажей комедии «Недоросль». Проблема состоит в том, чтобы
проанализировать лексический и синтаксический строй речи персонажей, рассмотреть язык героев с точки зрения экспрессивно - стилистической окраски и тем самым доказать, что речь героев – один из
основных способов яркой характеристики их личности.
Слайд 4
Задачи
1.Исследовать речь нескольких персонажей комедии с точки
зрения лексического и морфологического состава, синтаксического строя и стилистики.
2.
Сделать вывод об особенностях личности каждого персонажа, о том, какую роль в их характеристике играет язык.
Слайд 5
Языковые особенности речи госпожи Простаковой
Госпожа Простакова –
самый яркий
персонаж
комедии.
Рассмотрим особенности её речи
1)с точки зрения морфологии,
2) с
точки зрения синтаксиса,
3) лексику с точки зрения стилистической окраски
Слайд 6
С точки зрения морфологии
Существительные ( скот, бестия, дрянь,
рожа, ведьма, харя, болван, холопья, сударь, друг, душенька, отец,
сынок, девка, братец, воры, плуты, власть..)
Прилагательные (воровская, собачья, скверная, дурацкая, бесчестная..)
Глаголы (лаяться, поди, позови, говори, убирайся, ругаться, воспитывать..)
Слайд 7
С точки зрения синтаксиса
Вопросительные предложения(Как тебе не жаль,
бестия?)
Восклицательные предложения (Всех велю прибить до смерти! Куда я
гожусь, когда в моём доме моим же рукам воли нет!)
Побудительные предложения( Дай мне до рожи, до рожи! Говори, скот!)
Слайд 8
С точки зрения стилистической окраски
Харя (грубое, просторечное,
бранное)
Рыло ( грубое, просторечное, бранное)
Скот ( грубое просторечное)
Бестия (просторечное)
Маяться(
разговорное)
Достаточек (разговорное, ласкательное)
Затевать (разговорное)
Слайд 9
Просторечно –простонародные нейтральные слова
Он, де, ба, к
счастью, куды, никуды, я чаю, потакать, авось, нынче, кабы,
смотри-тка…
Такая лексика создаёт простонародный фон речи персонажа.
Слайд 10
Особенности речи Стародума
Стародум, несомненно, противопоставлен в комедии госпоже
Простаковой.
Слайд 11
С точки зрения морфологии
Существительные (чины, воспитание, душа, ум,
совесть, служба, мысли, честь, достоинство, знатность, добродетель, истина, счастье..)
Прилагательные
(достойный, сердечный, душевный, воспитанный, дружелюбный, справедливый..)
Глаголы ( знаю, думаю, изменить, искоренить, желать, презирать, помочь, простить, поверить..)
Слайд 12
С точки зрения синтаксиса
Речь изобилует сложными синтаксическими конструкциями.
Она достаточно однообразна.
В речи много вопросительных, восклицательных предложений.
Речь персонажа
афористична.(Невежда без души – зверь. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..)
Слайд 13
С точки зрения стилистической окраски
Не используются разговорные
и просторечные слова, вся лексика носит книжный характер, неэмоциональная,
но правильная и чёткая.
Слайд 14
Особенности речи Митрофана
Митрофан (подобный матери)
Слайд 15
С точки зрения морфологии
Существительные ( матушка, квас, голубятня,
подовые, солонина..)
Глаголы (заслони, убирайся, проваливай, слушай, побегу, отвяжись, не
хочу)
Прилагательные (старая, гарнизонная..)
Слайд 16
С точки зрения синтаксиса
Речь предельно проста. Преобладают простые
предложения, с обилием обращений.(Мамушка, заслони меня! Убирайся, дядюшка, проваливай!)
Слайд 17
С точки зрения экспрессивно - стилистической
Речь изобилует ругательствами,
грубыми выражениями. Лексика носит сниженный, просторечный характер.