Слайд 2
Николай Никонов
Николай Григорьевич Никонов
( 10декабря 1930 — 10июня 2003)— советский и российский писатель. Член правления Союза писателей России, ответственный секретарь Екатеринбургской организации союза писателей (с 1988). Заслуженный работник культуры РФ.
Родился в Свердловске в семье бухгалтера и учительницы. В 1951 году окончил историко-филологический факультет Свердловского педагогического института.
Работал преподавателем в военном училище (1954—60), учителем, затем директором школы рабочей молодежи (1963—68). С 1968 года полностью посвятил себя писательскому ремеслу и работе в Союзе писателей.
Николай Никонов скончался 10 июня 2003 года.
Жена, Антонина Александровна, работала учителем русского языка и литературы. Сын, Николай Николаевич, офицер Советской Армии, погиб в 1975 году. Дочь, Илона Николаевна Попова, работает преподавателем английского языка.
Слайд 3
Есть книги, которые грешно забывать, независимо от того,
написаны они два десятилетия назад ,либо появились совсем недавно.
К ним принадлежит никоновская «Весталка». Это одна из тех книг, что несут в себе живую память о героической эпохе, передают ее дух, возрождают характерные человеческие типы, восстанавливают давно исчезнувшие подробности и детали.
Слайд 4
Веста́лки —* Жрицы богини
Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом .
*Девушки, которые непорочно служили богине Родины, семьи и домашнего
очага Весте.
Слайд 6
Впервые опубликован в журнале «Урал» в 1986 году.
В
«Весталке» нет выдуманных подробностей. Весь роман строился на фактах.
В
романе личный опыт автора, пережившего войну подростком, дополняется опытом участниц военных событий. Никонов пишет о несовместимости понятий «женщина» и «война», он сгущает краски, чтобы убедить читателя: люди должны научиться ценить мир, исключив из своего обихода войну..
За «Весталку» были предложения исключить Никонова из Союза писателей, а роман сжечь. Поводом было якобы неверное изображение женщины-героини на войне.
Роман выдержал четыре издания .
О романе «Весталка»
Слайд 7
Когда началась война, Лида была совсем юной семнадцатилетней
девушкой. Ее жизнь сразу же пошла наперекосяк - отец
погиб, мать тяжело заболела, а она сама поехала медсестрой на фронт. Там она встретила свою любовь, но по глупости отказалась выходить замуж, о чем впоследствии горько пожалела - любимый ее погиб, не оставив после себя ничего...
Лида прошла всю войну, несколько раз была ранена.
Книга первая
Слайд 9
Сохраняя свою честь и достоинство Лида , пройдя
всю войну , не получила ни одной награды, хотя
несколько раз была представлена для награждения. Награды обходили ее стороной благодаря комбату Полещуку.
….После боя оказалось, что за два дня я вынесла сорок девять бойцов. Как так? Не знаю сама. За эти двое суток я не спала, не ела, только пила из ручья, и, когда бой затих , не то уснула, не то потеряла сознание тут же , среди раненых, от которых меня не отличить, улитую, измазанную кровью, в изорванной юбке. За этот бой меня представили к медали «За отвагу». И снова не получила я эту заветную медаль.
Награды эти она получила только через 20 лет, но какой ценой?!
Слайд 10
Автор постарался показать в образе «весталки» Одинцовой, как
женщина может противостоять войне, может подняться над ней, вопреки
обстоятельствам, остаться личностью и женщиной, сохранить свою честь, не ступить на стезю благополучного и спасительного приспособленчества или порока.
Слайд 11
Книга вторая
Послевоенная судьба Лидии Одинцовой тяжела. С грудным
ребенком, без родных, без квартиры и почти без средств
Лидия Одинцова близка к отчаянию. Война отняла у вчерашней девушки -свердловчанки все.
На пути Лиды встречаются люди, которые помогают выжить.
Много лет Лида проработала школьной техничкой, жили с сыном в подвале, после получила комнату в пятикомнатной квартире и работала медсестрой в урологическом отделении, затем медсестрой в доме ребенка.
Как бы не было тяжело Лиде в жизни, она всегда оставалась личностью и была верна долгу, голосу сердца и совести.
Слайд 12
…Господи! Сколько еще невидного горя, невидных
ран! Тайных слез! Десять лет прошло, а еще ждут
погибших, встречают во сне, пробуждаются с криком радости, чтобы тут же зарыдать головой в подушку, биться об стремя кровати. Ждут. Надеются. Не надеялась, а ждала и я.
Все эти годы я пыталась уйти от войны. Я одна? Как бы не так… Война везде настигала меня, настигала нас.
Война. Война… Как забыть ?! Если бы не ты, у меня был бы жив отец, жива мать и я б была жива иной, совсем иной жизнью и сутью. (размышляла Лида Одинцова)
Слайд 13
Беды и несчастья преследуют Лиду и после войны.
Она потеряла самое дорогое, что у нее было в
жизни- сына , который погиб при исполнении воинского долга(опять же отняла война).
… «Весталку, нарушившую, обет девственности, живой закапывали в землю». Страшная, изуверская казнь. Но лучше бы я пошла на нее, если б знала – сын мой останется жив. Мой сын погиб в ущелье. Исполняя присягу, солдатский долг, спасая многих.
После смерти сына Лида стала инвалидом Отечественной войны .
Слайд 14
Никонов в своем романе показал «портрет» военного Свердловска
(почти документальный и единственный в литературе Урала)
….С августа город
все быстрее меняется. Улицы наполняются людьми с незнакомым акающим говором. Магазины враз оскудели. На полках стояли лишь бесконечные вереницы банок с надписью “снатка”, которые почему-то никто не покупал. В сентябре всем выдали карточки — сиреневые и желтые бумажки с надписью: 400 гр. Это была пайковая норма иждивенцев и служащих, предвестница настоящего голода. К осени ввели лимит на электричество. В сосняках за городом разгружались бесконечные эшелоны. Теснились школы, институты, учреждения культуры, освобождая здания под оборонные заводы и эвакогоспитали.
Из уличной жизни запомнились трамваи — “деревяшки”, на которых цепями висели молчаливые люди, — мужчины, парни, женщины, направляющиеся на заводы. В переулках и на улицах, примыкающих к вокзалу, можно было встретить приземистые мощные танки, колоннами в пять-шесть машин идущие в сторону железнодорожных платформ. А на дальних путях — особые санитарные поезда.
В бытовой повседневности заметно поубавилось радости и даже света стало как будто меньше. “Суть идущей тогда жизни везде и во всем, в каждом мгновении крылась, как серой облачной пылью, войной”. Лишь с весны 1942-го городской пейзаж оживили зеленые всходы картошки по дворам и по обширным газонам. Той самой картошки, что помогла людям в самую тяжелую, пожалуй, военную зиму1942/43-го.
Слайд 15
Роман обжигает. Это – возвращение в войну, в
ее настоящее, в ее сущность, в ее атмосферу. Это
рассказ и о том, как после победы люди пытались, с муками, но так и не смогли вернуться в себя прежних- «в тело без ран, в душу без горя.
Писатель возвращается к традиции, от которой наша литература стала отходить: изображению человека без явных признаков геройства, каких тысячи, человека из гущи народа, единой – во всех испытаниях – с народом судьбы. На таких мир держится, как держится он на всем, чем сильны человек и правда: на честном, на совести, помощи, сострадании. На чувстве долга… Л. Полухина. Хранительница очага(Литературная газета, 1987 год, 17 июня).
«Весталка» в оценках критики
Слайд 16
О войне нужно знать правду, правду и
только правду. Это я и пытался сделать при написании
«Весталки». И если удалось мне показать тех девушек, что пройдя войну, непорочно служили богине Родины и домашнего очага Весте, это не снимает главного вопроса: совместима ли война и правомерно ли в ней участие ЖЕНЩИНЫ? (Н.Никонов)