Слайд 2
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее -
иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и
сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов « Дума»
«…Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но ни одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном их развитии..»
М.Ю. Лермонтов
Слайд 3
Путь к роману
Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил
точку: «Глаголом жги сердца людей».
Лермонтов « обжигал », рисуя
портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось.
Таков и герой его романа –Печорин.
Слайд 4
Кратко о романе
Герой нашего времени
(годы написания: 1837-1840) - известнейший роман
Михаила Юрьевича Лермонтов, работу над которым он начал под впечатлением первой ссылки на Кавказ в 1837 г. (Лермонтову - 23 года).
Жанр романа: социально-психологический реализм. Главный герой романа - прапорщик Григорий Печорин. Произведение первоначально не задумывался как роман - выходили отдельные повести, печатавшиеся в журнале "Отечественные записки". Первое издание романа состоялось в 1840
Слайд 5
О романе
История души
человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не
любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
Автор в «Предисловии»
„Герой нашего времени“ — это грустная дума о нашем времени...
В. Г. Белинский
Слайд 6
История создания
«Герой нашего времени»
поначалу не задумывался как целостный роман. М. Ю. Лермонтов
приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. По словам Николай Михайловича Сатина (товарища Лермонтова по Московскому университетскому пансиону), будущие герои романа: княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер- были списаны с оригиналов как раз в этом году. "... он писал тогда свою «Княжну Мери» и зорко наблюдал за встречающимися ему личностями. Те, которые были в 1837 году в Пятигорске, вероятно, давно узнали и княжну Мери, и Грушницкого, и в особенности милого, умного и оригинального доктора Майера," - пишет Сатин в своем труде "Отрывки из воспоминаний".
Слайд 7
Хронология публикации глав
1. "Бэла" была впервые опубликована в
журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2).
2. "Фаталист"
был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7).
3. "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8).
4. "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г.
5. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г.
6. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.
Слайд 8
История создания
Год написания:
1838-1839
гг. (Предисловие написано в 1841 году)
Год опубликования:
1839-1840 гг. «Отечественные записки»
Слайд 9
Об издании романа
Первоначальное название романа, данное Лермонтовым
- "Один из героев нашего века". Название Герой нашего времени предложил редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский в 1841 году.
Первое издание романа увидело свет в 1840 г. Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова, в 2 книгах тиражом 1000 экземпляров. Ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Публикация второго издания состоялась в 1841 году.
Слайд 10
Идея романа
Человек, который не подчиняется диктату строя, общества,
времени, берёт решение каждого случая в свои руки, испытывает
всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени
Слайд 11
Сюжет и композиция
Главной
для Лермонтова стала задача показать личность, типическую для России
середины 19 века, осудить личность, порожденную этой мертвой средой, странную, мятущуюся, противоречивую.
Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина выявляется и в исследовании его духовного мира, и в соотнесении его с другими персонажами.
Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением.
В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.
Слайд 12
Хронология написания повестей
В печати роман появлялся по
частям - с 1839 г. по 1840 г.
в журнале "Отечественные записки" с подзаголовком "Из записок офицера о Кавказе".
Слайд 13
Главы этого романа расположены так, что события, описанные
во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в
первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани.
2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.
3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.
4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.
6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
Слайд 14
Проблематика романа
Проблематика «Герой нашего времени» определена автором в
«Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли
не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.
Слайд 18
Основные действующие лица
Григорий Александрович Печорин, прапорщик
Казбич, черкес
Мери Лиговская, княжна
Бэла, черкешенка, дочь князя
Максим Максимыч,
штабс-капитан
Азамат, черкес, сын князя
Грушницкий, юнкер, позже офицер
Вера
Вернер, доктор
Вулич, поручик
Слайд 20
Главный герой
В центре всех
пяти новелл образ Печорина.
Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:
интимные,
психологические,
нравственные,
философские,
конфликты характеров
(Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).
Слайд 21
Тип «лишнего человека» в романе
Образ Печорина стал художественным
открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний
человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России. «Лишним» этот герой стал потому, что определил свое поколение в интеллектуальном развитии, став личностью « в условиях обезличенной действительности, что было одним «из самых трагических положений в мире». В Печорине – есть трагедия сложившейся личности.
Слайд 22
Княжна Мери и Грушницкий. Иллюстрация М. А. Врубеля.
Чёрная акварель, уголь. 1941.
Строки из романа:
«Легче птички она к
нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести...»
Слайд 23
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация М. А. Врубеля.
Чёрная акварель. 1890-1891.
Строки из романа:
«Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва».
Слайд 24
Казбич и Азамат. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная
акварель. 1890-1891.
Строки из романа:
«...это был повеса Азамат, сын
нашего хозяина; другой говорил реже и тише».
Слайд 25
Казбич ранит Бэлу. Иллюстрация
В.Бехтеева. Тушь. 1936
Строки из
романа:
«Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею
кинжал...»
Слайд 26
Бэла. Иллюстрация В. А. Серова. Чёрная акварель. 1891.
Строки
из романа:
«...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит
и не смотрит: пуглива, как дикая серна».
Слайд 27
Печорин на диване. Иллюстрация Д. А. Шмаринова. Чёрная
акварель, уголь. 1941.
Строки из
романа:
«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
Слайд 28
"Коляска была уже далеко...". Иллюстрация Н. Н. Дубовского.
Уголь. 1890.