Слайд 2
К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в
самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры
женщин только намечаются, то в "Тихом Доне" Шолохов создает яркие художественные образы.
Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша, Анна Погудко и другие.
Роман-эпопея "Тихий Дон" занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.
Слайд 3
Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой
– это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной»
Образы и судьбы
Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой – это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной»
Слайд 4
Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь.
На нелюбимой женился Григорий.
В дом Мелеховых Наташа вошла сразу
во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием,
«работящая Наталья вошла свекрам в душу».
С годами Наталья меняется, но автор подчеркивает в ней черты, говорящие о её работоспособности и трудолюбии.
Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с мужем, потому что «совестно», а сама, озаренная счастьем, высчитывает дни, оставшиеся до свадьбы.
Слайд 5
Наталья – однолюбка. Её любовь
непонятна горячему по нраву Григорию, она холодна и медлительна,
глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты как этот месяц,- говорит ей Григорий,- не холодишь и не греешь».
С рождением детей Наталья меняется, она становится увереннее. «Расцвела и похорошела диковинно»,- замечает о ней автор. Любовь её стала согревающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для неё поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян.
Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное. Её любовь жертвенная, она любит до самозабвения.
Слайд 6
Наталья превосходит Аксинью талантом удивительной верности,
нескончаемого терпения. Её огромная страждущая душа – самая крепкая
ограда для всего дома…Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную союзницу в борьбе за домашний очаг.
Наталье безумно трудно, она противостоит не только Аксинье, против неё восстает война, забирающая Григория.
Наталья немногословна, хотя её терзают острые внутренние боренья.
Слайд 7
О глубине и силе её переживаний
говорят не слова, а поступки. Не выдержав нелюбви Григория,
она пытается покончить с собой и даже идет на страшный грех – избавляется от ребенка. Она не упрекает мужа, а лишь сурово молчит.
Слайд 8
Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья
через всю жизнь. Этим она вызвала зависть легкомысленной гулящей
Дарьи.
Умирая, Наталья «простила Григорию всё…и вспоминала о нём до последней минуты».
Традиционное народное понимание предназначения любви – это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор всегда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнством, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
Слайд 9
Аксинья – полная противоположность Натальи.
В Григории борются два чувства – страстная любовь к
Аксинье и тоска по семейной жизни. Неслучаен такой выбор имен писателем: Аксинья означает «чужая», а Наталья – «родная».
Слайд 10
Аксинья – воплощение непосредственной жизни, бурного
протеста. «Не таюсь, грех на мне. Бей, Степан!»- говорит
она, глядя в глаза мужу, и снова, улучив момент, идет на встречу с Григорием.
Слайд 11
Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, горячность
чувства, удивительное стремление к счастью. У нее пламенное сердце.
Любовь Аксиньи – это глубокий, страстный порыв, утверждающий право на личную свободу человека.
Слайд 12
Григория и Аксинью многое объединяет. Это
мятежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то
запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже. Любовь солдатки, гуляющей в отсутствие мужа, «жалмерки», каковой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым, -обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на её упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.
Слайд 13
Постепенно Григорий понимает, что по-настоящему привязан к Астаховой,
чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелюбимую Наталью, он
постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и это сравнение не в пользу жены.
Слайд 14
Большое значение в развитии отношений Григория и Аксиньи
имело рождение дочери. Даже неугомонный Пантелей Прокофьич перестал настаивать
на возвращении сына домой. Меняется портрет Аксиньи, она предстаёт уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.
Слайд 15
Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не
позволила Аксинье противостоять напористым ухаживаниям Листницкого, не смогла она,
в отличие от Натальи, хранить верность любимому. Виной этому её горячий нрав, страстная натура, неумение сопротивляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глубоко в себе.
Она тяжело переживает уход Григория к Наталье.
Слайд 16
В финале книги любовь Аксиньи и
Григория приобретает трагически возвышенный, совершенно иной характер. Горяча и
страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Аксинья проникается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильиничной. Это уже совсем другая Аксинья.
Слайд 17
Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на
Кубань. Нет над ними больше никакой власти; духовная, крепкая,
ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им представилась возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я всё боюсь – не во сне ли это?» - говорит Аксинья, боясь поверить своему счастью.
Слайд 18
Несмотря на разницу, Аксинья и Наталья обе одинаково
дороги и близки читателю. Они очень женственны и прекрасны,
каждая по-своему.