Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не
проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
В. Е. Евгеньев-Максимов.
Слайд 3
“
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что
я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать
из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.
Слайд 4
«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец русские
сказки без сомнения заслуживают большего внимания: они – память
нашего давно минувшего, они- хранилище русской народности», - писал Н.А. Некрасов в одной из своих рецензий в 1841 году.
Слайд 5
Художественные особенности поэмы
Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Стих поэмы
Многоголосие
Сатира Песни
и юмор и причитания
Элементы фольклора
Слайд 6
Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий;
включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и
поговорки и т. д.
Слайд 7
Элементы фольклора
а) сказочный зачин
б) элементы волшебства
в)
постоянные эпитеты
г) поговорки, пословицы, загадки
д) сравнения
Слайд 8
Сказочный зачин
Зачин – традиционное начало сказки: В каком
году – рассчитывай…
Многие русские народные сказки начинались похожим образом:
В некотором царстве, в некотром государстве. Жили-были. Давным-давно…
Слайд 9
Элементы волшебства
Почти все герои названы по именам,
а фамилии не указываются
магическое число 7 (мужиков, филинов,
деревьев)
Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерть-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»
словная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»;
запрет пеночки, запрет и его нарушение
Слайд 10
Пословицы и поговорки
«Мужик, что бык…»
Пословица характеризует
качество характера простого мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В
современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык .
«Пташка малая, а коготок востёр». и т. д.
(«Маленький, да удаленький»)
Слайд 11
Загадки
В словаре Даля мы находим такую загадку,
подслушанную у народа
«Живёт без тела, говорит без языка,
плачет без
души, смеётся без радости;
никто его не видит, а всяк слышит»
(отголосок)
У Некрасова:
«Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живёт оно,
Без языка – кричит»(эхо)
Слайд 12
Приметы, поверья.
Поверье – идущее из старины, живущее в
народе убеждение, вера в примету.
Примета – явление, случай,
которые в народе являются предвестием чего-нибудь.
«Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.
В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.
Слайд 13
Постоянные эпитеты
Эпитет – образное определение предмета столь частые
в народном языке и в народной поэзии (солнце красное,
тени чёрные, зайка серенький, лисица хитрая)
Слайд 14
Олицетворение
разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; «а
эхо вторит всем», ворон «сидит да чёрту молится», «сама
лисица хитрая, по любопытству бабьему, подкралась к мужикам, послушала, послушала…»
Слайд 15
Сравнение и гиперболизация
«А их глазищи желтые// Горят,
как воску ярого// Четырнадцать свечей», часто такие сравнения с
сильным преувеличением использовались в былинах (а глазищи, словно чашищи)
Слайд 16
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и
могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..