Слайд 3
ЦЕЛЬ УРОКА:
Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами
в поэзии XX века;
Проследить поэтическую эволюцию поэтов;
Акцентировать внимание на
том, что обусловило репрессии по отношению к ним советской власти;
Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений
Слайд 4
Николай Клюев (1884 - 1937гг) Сергей Есенин (1885
- 1925гг) Сергей Клычков (1889 - 1937гг) Александр Ширяевец
(1887 - 1924гг) Петр Орешин (1887 - 1938гг)
Слайд 5
СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ:
Глубокие фольклорные традиции;
В центре творчества –
рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и
безрадостном житье;
Лейтмотив творчества – гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство;
Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы
Слайд 6
Николай Клюев
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным
фонарем
По камням двора пройду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом
Слайд 7
Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А
раскатом громов Над землей пролетит Н.Клюев
Слайд 9
Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской
поэзии
Гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом
Возводил свои истоки к
«неистовому протопопу» Аввакуму
Творил художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного
Мифологизация создавала приподнятый, героический настрой
Слайд 11
Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру
готовьтесь спозаранку»,-
Гремел мой прадед Аввакум!
Слайд 13
Н.С.Гумилев:
«На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому
безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать
про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны»
Слайд 15
Песенная, фольклорная стихия творчества
Изба – святилище земли,
С запечной
тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем…
В твоих
глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат –
Твои певучие чернила…
(Посвящено С.Есенину)
Слайд 16
Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения;
Был
широко образованным человеком: знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую
литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки
Слайд 17
Хронология жизни
1905 год – принимал участие в революционных
явлениях
1906 год - заключен в вытегорскую, а позже –
в петрозаводскую тюрьму
1917 год – с восторгом встретил революцию
1918 год – вступил в большевистскую партию
1920 год – исключен за религиозные убеждения
1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске
1937 год - расстрел
Слайд 18
Из писем Н.Клюева:
«Я сослан… на верную и мучительную
смерть…я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен,
вновь опухоли, сильнейшее головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…
Слайд 19
Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое
«наказание»?
Стихотворение «Клеветникам искусства»
Цикл стихов «Разруха»
Поэма «Погорельщина»
Клюев – основатель и
идеолог «новокрестьянской» поэзии
Слайд 20
Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей
уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого
искусства, которое могло бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…
Слайд 21
Сергей Клычков (Лешенков)
За туманной пеленою
На реке у края,
Он
пасет себе ночное,
На рожке играя…
Слайд 22
Своеобразие лирики:
Интерес к древнеславянской мифологии
Фольклорные мотивы
Простота поэтической формы,
сюжета
Прозрачность содержания
Высший идеал – природа
Тяготение к календарной обрядовой лирике
Поэтизация
сельской природы, крестьянского труда, народных праздников
Лирический герой – одинокий мечтатель
Слайд 24
Борода у него - мелкий дождичек, в бороде
у него - дуга-радуга, а в руках подожок- подорожничек,
- собрапся старина, видно, надолго...
Слайд 26
Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) –
Дед - собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта
предков
и Лада – образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада – сеет,
Вкруг её синеет.
Слайд 28
Стихотворение «Предчувствие» (1917год)
Та же Русь без конца и
без края,
И над нею дымок голубой –
Что же я
не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
Слайд 29
Петр Васильевич Орешин
(1887-1938гг)
Соломенная Русь, куда ты?
Какую песню затянуть?
Как
журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь
Слайд 30
Родом из Саратова, отец – из крестьян
Окончил 3
класса городского училища
Подолгу жил в деревне
Скитался по Поволжью в
поисках заработка
Впервые напечатался в 1911 году
Первый сборник – «Зарево» в 1918 году
Слайд 31
СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ:
Образы и мотивы природы
Фольклорно-сказочные мотивы
Внимание к деревенскому
укладу
Внимание к социальным темам, темам бедности и богатства
Отражение бунтарских
настроений предоктябрьской деревни
Слайд 32
В отличие от Клычкова, много пишет и печатается
после революции, приветствуя изменения в стране
« Комсомольцы»
«В покосе соревнуются
бригады»
«На тракторе сидел я, управляя…»
«Золотая соха»
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам, как мачеха, ласкаешься!
Слайд 33
ИТОГ УРОКА:
Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви
к родной земле, беспокойство за её будущее.
Их поэзия безыскусна
и очень искренна
Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека