Слайд 2
Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича.
История жизни есть только у него, всех остальных помещиков
Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах».
Слайд 3
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной
подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный
черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.
Слайд 4
Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая
предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная
утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница.
Слайд 5
«А ведь было время, когда он только был
бережливым хозяином!» В этот период своей истории он как
бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: «… везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины». Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова «добродетель» и «редкие свойства души» на «экономию» и «порядок».
Слайд 6
Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу
биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына,
наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что «человеческие чувства», которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.
Слайд 7
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии
к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении,
очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.
Слайд 8
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет
собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не Манилов, не
Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом «прореха на человечестве», а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности «воскрешения» подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание «прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен».