Слайд 2
Мгновение соперничает лишь с вечностью, но больше всех
часов и времен.
Б.Л.Пастернак
Слайд 3
Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
Я так же беден, как природа,
И
так же прост, как небеса.
О.Э.Мандельштам
Слайд 4
Осип Эмильевич Мандельштам
Урок 1. «Родные тени культуры»
Любите существование
вещи
больше самой вещи
и своё бытие больше себя…
Слайд 5
Поэзия Осипа Мандельштама в 11 классе.
Урок I. «Родные
тени культуры»
Биография О.Э.Мандельштама 1891 – 1921 годы
Мандельштам – акмеист.
Статья «Утро акмеизма».
Поэтика сборника «Камень».
Стихотворения «Notre Dame» 1912г.; «Бессонница, Гомер, тугие паруса...» 1915г.; «Концерт на вокзале» 1921г.
Слайд 6
Биография поэта
Осип Мандельштам - один из самых загадочных
и самых значительных русских поэтов XX века. Его раннее
творчество относится к серебряному веку, а позднее выходит далеко за рамки этого временного периода.
Родился О.Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье купца первой гильдии Хацкеля (Эмиля) Вениаминовича Мандельштама.
Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её "всемирной отзывчивостью", и она стала для него ближе, чем иудейская, хотя родился он в иудейской семье. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).
В 1909 году посещает впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе "Бродячая собака".
Слайд 7
Биография поэта
Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик
символистов, но его вступление в литературу приходится на тот
момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.
В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира: "Для того чтобы успешно строить, первое условие - искренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на мир не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. <...> Строить можно только во имя "трех измерений", так как они есть условия всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни - злая, - потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто".
Слайд 8
Биография поэта
Поэт не приемлет также и футуризма с
его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством:
"... с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке.
Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово.
Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества.
Слайд 9
Автопортрет
В поднятье головы крылатый
Намек – но
мешковат сюртук;
В закрытье глаз, в покое рук –
Тайник движенья непочатый.
Так вот кому летать и петь
И слова пламенная ковкость -
Чтоб прирожденную неловкость
Врожденным ритмом одолеть.
Слайд 10
«Notre Dame»
Notre Dame — собор Парижской Богоматери -
памятник ранней французской готики
Слайд 11
«Notre Dame» 1912г.
Докажите, что в стихотворении выражаются идеи
акмеистов: мысль о красоте реального мира и новое отношение
к поэтическому слову.
О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?
Воспользуйтесь необходимыми комментариями, чтобы понять I и II строфы.
Обратите внимание на композицию стихотворения. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? Что особенного вы видите в расположении строф? Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения?
Слайд 12
«Notre Dame»
Как соотносятся между собой образы III строфы?
Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет
разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?
Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?
Проанализируйте контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.
Слайд 13
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» 1915г.
Как раскрывается тематика античности
в стихотворении?
Одна из главных отличительных особенностей стихотворения – та,
что оно направлено на внутренние чувства поэта. Докажите это.
Как через описание реальности Мандельштам передает собственный эмоциональный мир?
Как тема моря неразрывно связана с темой античности?
Слайд 14
1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".
«Концерт на вокзале»
1921г.
«Чем тревожит и чем привлекает вас это стихотворение?
Почему вторая
строфа заканчивается строкой: „Я опоздал. Мне страшно. Это сон?“
Каким вы представляете себе вокзал? О какой „родной“, „милой“ тени идет речь в стихотворении?
Кому обращен вопрос: „Куда же ты?“ Какие чувства вызывают слова „дрожит“ и „стеклянный“, повторяющиеся в разных строфах стихотворения?
Как вы понимаете строку: „Горячий пар зрачки смычков слепит“?
Почему в первой строфе утверждается: „...есть музыка над нами“, а в последней происходит прощание с ней: „В последний раз нам музыка звучит“?»
Слайд 15
Урок 2. «Век-волкодав»
1922 — 1938 годы.
Слайд 16
Поэзия Осипа Мандельштама в 11 классе.
Урок II. «Век-волкодав»
Стихотворения "За гремучую доблесть грядущих веков..." 1931г., 1935г.
«С миром
державным» 1931г.
«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» 1930г.
Слайд 17
1922 — 1938 годы.
"За гремучую доблесть грядущих
веков..." 1931, 1935.
Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
Какая
строчка в стихотворении является главной?
Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?
Слайд 18
"За гремучую доблесть грядущих веков..." 1931, 1935.
К
кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в
стихотворении жизни людей?
В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
Слайд 19
«Я ВЕРНУЛСЯ В МОЙ ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЁЗ»
Слайд 20
«Я ВЕРНУЛСЯ В МОЙ ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЁЗ»
Что
связывает поэта с городом?
Какую роль играет упоминание старого и
нового названий города?
Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?
Слайд 21
«Я ВЕРНУЛСЯ В МОЙ ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЁЗ»
Какова
цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать
поэт?
С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?
Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.
Какова композиция стихотворения? Можно ли объединить строфы-двустишия? Почему первая стоит особняком?
Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?
Слайд 22
Вывод
В заключение хочется прочитать еще одно, пророческое, стихотворение
Мандельштама:
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова?
Как ее
не вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного.
Нрава он не был лилейного,
И потому эта улица.
Или, верней, эта яма, -
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.
Слайд 23
Домашнее задание
Ответить письменно на один из вопросов по
выбору:
1.В каких образах стихотворения "Я вернулся в мой город,
знакомый до слёз..." воплощено представление лирического героя о Петербурге 30-х годов?
2. Какие стихотворения русских поэтов обращены к Петербургу и что их сближает со стихотворением О. Мандельштама "Я вернулся в мой город знакомый до слёз..."?
3.Какие стихотворения русских поэтов затрагивают тему свободы личности и какие мотивы сближают её со стихотворением Мандельштама?