Слайд 2
Пётр Гринёв и Маша Миронова
«Береги честь смолоду»
Слайд 3
История, разворачивающаяся перед нами, написана от имени Гринева.
Важнейшую роль здесь сыграла принадлежность героя к старой дворянской
среде, где слова «честь» и «служба» не разделяются. Идея произведения обозначенная в эпиграфе и повторенная в наставлениях отца Петруше, - «Береги платье снову, а честь смолоду». Сам Петр, участвуя в событиях восстания, ни разу не преступает нравственного закона предков, готовый за него погибнуть – и от руки пугачевских разбойников, и осужденный царским судом.
Слайд 4
Жанр произведения – историческая повесть, соответствует принципу изображения
эпохи через судьбу главного героя.
Композиция повести своеобразна.
В ней можно условно выделить две части: историческую повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе эти части неразрывно связаны между собой.
Слайд 5
Становление личности Петра Гринева
1 этап - детство и
отрочество
2 этап – разлука с близкими, первые жизненные опыты
3
этап – «неожиданные происшествия»
Слайд 6
Добрый
Простодушный Наивный
Недоросль
Недоросль в России 18 века:
молодой дворянин,
не достигший совершенолетия и не поступивший еще
на государственную службу.
еще
на государственную службу.
Слайд 7
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в
чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать
лет. Тут судьба моя переменилась».
Слайд 8
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушай начальников;
за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся;
от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Слайд 9
Мысль о службе сливалась во мне с мыслями
о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя
офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого».
Слайд 10
Встреча с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным
«С неспокойной совестию и
с безмолвным раскаянием
выехал я
из Симбирска…»
Слайд 11
Исчезает мечта о веселой, беззаботной жизни, сменяясь стыдом
и раскаянием.
Слайд 12
Встреча с вожатым
Умение отблагодарить за
доброе дело,
справедливость
Слайд 14
Передо мной простиралась печальная степь. Наикось стояло несколько
избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на
крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня…»
Слайд 15
«Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской
крепости сделалась для не только сносною, но и приятною».
«В
доме коменданта я был принят как родной».
Марь Ивановна скоро перестала со мною дичиться».
«Я был произведен в офицеры».
«Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе».
Слайд 17
В Белогорской крепости Гриневу открывается красота простых, добрых
людей и рождается радость общения с ними.
«Другого общества в
крепости не было;
но я другого и не ожидал».
Слайд 18
Поединок со Швабриным
Каким предстаёт перед нами Гринёв?
Честный,
Бесстрашный
Мужественный,
Способный защищать
свои чувства и
честь девушки.
Слайд 19
Вывод:
самостоятельная жизнь Гринева – это путь утрат многих
иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего
мира, именно в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Гринева: честность, благородство справедливость.
Слайд 20
Пушкин рисует нам Машу Миронову простой и незаметной,
как и ее родители. Это русская девушка, «круглолицая, румяная,
с светло-русими волосами, гладко зачесанными за уши, которые на ней так и горели». Она не получила ни образования, ни светского воспитания, но в ней много женского обаяния и душевной чистоты. В любви Маши нет жеманства, она проста и искренна.
Слайд 21
Но спокойная мирная жизнь девушки внезапно рушится. Казнь
родителей, всеобщее смятение, домогательства Швабрина – все это не
сломило Машу, она остается верной своему возлюбленному и может защитить свое счастье.
«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - так писал исследователь пушкинского творчества Г.П.Макогоненко.
Слайд 23
Художественный вымысел донес до нас дух эпохи, характеры
и чувства людей XVIII века. Все события романа убеждают
в том, что в людях таится гораздо больше хорошего, светлого, доброго, чем кажется на первый взгляд. Это произведение – надежда на неискоренимость добра в человеческой душе.