Слайд 2
Тема:
Осмысление темы
Великой Отечественной войны
в художественной литературе
Слайд 3
Цель работы:
изучить особенности художественного осмысления темы Великой Отечественной
войны в современной прозе
Слайд 4
Задачи:
изучить систему взглядов на Великую Отечественную войну в
литературе периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия;
рассмотреть проблематику
и идейно-художественное своеобразие произведений современной прозы о Великой Отечественной войне;
произвести анализ критической литературы, посвящённой художественному осмыслению темы Великой Отечественной войны в современной прозе.
Слайд 6
Художественная литература о войне воспевает подвиг
солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает
правду войны…
Несомненно, что произведения, созданные в послевоенные годы и спустя 10-20-30 лет после окончания войны, разнятся по своим художественным особенностям, но это в конечном итоге и определило тему и цель нашего исследования.
Слайд 8
Глава I.
«Душевные боеприпасы».
Слайд 9
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не
ждал меня, тот пусть
Скажет: Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как
среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой…
Слайд 10
А.Т.Твардовский
«Василий Теркин»
«в муках тверд и в горе
горд»;
«то серьёзный, то потешный» ;
«святой и грешный русский
чудо - человек»
Слайд 13
Глава II.
Проблематика и идейно -
художественное своеобразие прозы о Великой Отечественной войне
Слайд 14
§1. Проблемы «подвига и предательства» в художественном
осмыслении авторов произведений о Великой Отечественной войне.
§2. Женщина на
войне.
§3. Дети на войне.
Слайд 17
Андрей Соколов не может принять предательства Крыжнева. «Своя
рубашка к телу ближе», — говорит тот.
Слайд 18
Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка
двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит
победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Это победа над фашизмом, нравственная победа. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», - говорит Соколов.
Слайд 19
«Поступок-форма воплощения человека.Он неприхотлив на вид и исключительно
труден в исполнении.Неблагодарен в принципе.
Подвиг ищет форму и требует
человека,подразумевает награду.Поступок существует без этого.И подвиг я могу понять лишь как частный вид поступка,способный служить всеобщим примером».
А.Битов
Слайд 24
«Ведь женщина - мать, в которой самой природой
ненависть к убийству заложена».
«Родина ведь не с каналов начинается.
Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уже потом канал».
«маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества».
Слайд 28
Гравюра Дюрера «Всадники апокалипсиса» во весь экран: зловещие
всадники Апокалипсиса, и под копытами -- смятые ужасом людские
толпы(метафора).
Слайд 29
Писатели и поэты, откликнувшись на великую народную беду,
поддерживали своими произведениями высокий патриотический подъем на фронте и
в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
Художественная литература о войне воспевает подвиг солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает правду войны… Герои произведений чаще всего не выделяются ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством. Они — поистине «рядовые герои», «маленькими подвигами» которых была оплачена Великая Победа. Описывая будни и сражения, писатели показывали героев в разных ситуациях, не забывая подчеркивать их смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.
Художественные произведения о Великой Отечественной войне - это книги о Человеке на войне, о людях на войне, о женщинах и даже детях, одни из которых стремились выжить во что бы то ни стало, а другие-честно служили своей Родине.
Слайд 32
Список использованной литературы.
1. Васильев Б. «А
зори здесь тихие…» – М., 1984.
2. Верт А. «Россия
в войне 1941–1945» – М., 1967.
3. Журавлев С.«Память пылающих лет». – М., 1985.
4. Куприяновский П. и Шамес П.«Русская Советская литература периода великой отечественной войны» – Москва,1963.
5. Туровская М. «7 с 1/2 или Фильмы Андрея Тарковского»,«Искусство»,1991.http://lib.ru/CINEMA/kinolit/TARKOWSKIJ/turtarkowskij.txt
6. Шолохов М. «Судьба человека» – М., 1960.
7. Время, отлитое в строки. – Л., 1968.
8. Литература великого подвига. – М., 1970.