Слайд 2
В русском стихосложении чаще всего встречаются три
системы:
метрическая
силлабическая
тоническая
практикуются и смешанные формы
Слайд 3
Стихотворный размер
Двусложный
(один ударный и один безударный
слог).
Трёхсложный
( один ударный и два безударных
слога)
Слайд 4
Двусложные
lU — l - ямб -
двусложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский)
Я знаю - город будет, 2,4,6
Я знаю - саду цвесть, 2,4,6
Когда такие люди 2,4,6
В стране советской есть. 2,4,6
l — U l - хорей - двусложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы 1,3,7
Пробирается луна, 3,7
На печальные поляны 1,3,7
Льет печально свет она. 1,3,5,7
Слайд 5
Трехсложные
l — U U l -
дактиль – трёхсложный размер
стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10
Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11
Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха
с ударением на 3-ий слог.
Пример (А.Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9
И колодцы земных городов! 3,6,9
Слайд 6
Стопа
СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе
и представляет собою объединение ударного слога с одним или
двумя неударными. l l
Пример
Буря l мглою l небоl кроет l – l - U l - 4 стопы
Слайд 7
Рифма –
созвучие в окончании двух или нескольких
слов
Рифма делится по:
1.расположению
2. ударению
3. звучанию
4. составу
Слайд 8
Строфа
Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией,
способом рифмовки.
1. двустишие
2. трёхстишие или терцина
3. четверостишие или катрен
4.
октава- это восьмистишие
5. сонет
6. «онегинская строфа»
Слайд 9
Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и
строфики
1.Пронумеровать гласные в строке;
2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на
стопы, указать его стопность;
4.Характеристика рифмы
а) по расположению;
б) по ударению;
в) по звучанию;
г) по составу;
5. Вид строфы
(А. Блок)
1 2
3 4 5 6 7 8 9
ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная
ІААІ – женская ,точная, простая
ІББІ – мужская ,точная, простая
Катрен
Слайд 11
МЕТРИЧЕСКАЯ
Ведёт своё название от греческого metron
– мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и
краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.
Слайд 12
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ
Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой
строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической,
происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
Слайд 13
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся
определённым чередованием ударных слогов
Система получила своё название от греческого
tonos – напряжение, тон, ударение.
Слайд 14
Силлабо-тоническая
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней
учитывается не только число ударений, но также и количество
слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
Слайд 15
По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ,
когда
рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки
через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ,
когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А
Слайд 16
По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог
(М)
Пример: вода - беда
весло - унесло
2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка - нитка
рокот - ропот
3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается - называется
Слайд 17
По звучанию
1. Точные – предполагают совпадение полное или
близкое всех звуков в словах
моро’зы
ро’зы
2. неточные- это несовпадение
в осаде
офсайте
Слайд 18
По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
…свет
…привет
2.
Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами
Лет
до ста расти
Нам без старости
Слайд 19
Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной
рифмовкой lААl
Пример:
-Би-би-би! – гудит машина. А
-Не поеду без бензина!
А
Слайд 20
или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х
стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте
Алигьери)
Пример:
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А
Слайд 21
Четверостишие или катрен
-это строфа, состоящая из 4-х стихов
Пример
(Н. Некрасов)
1.Задумав правдивую повесть
2.Без всяких эффектных затей,
3.Я взять не
решаюсь на совесть
4.Погибель крестьянки моей,
Слайд 22
Октава
- это восьмистишие
Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха
божественные тайны
2.Не думай разгадать по книгам мудрецов:
3.У брега сонных
вод, один бродя, случайно,
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный
6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
7.Невольно с уст твоих размерные октавы
8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
Слайд 23
Сонет
-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов,
2 терцины и с определённым способом рифмовки
Пример (И. Анненский)
1.Есть
книга чудная, где с каждою страницей
2.Галлюцинации таинственно свиты:
3.Там полон старый сад луной и небылицей,
4.Там клен бумажные заворожил листы,
5.Там в очертаниях тревожной пустоты,
6.Упившись чарами луны зеленолицей,
7.Менады белою мятутся вереницей,
8.И десять реет их по клавишам мечты.
9.Но, изумрудами запястий залитая,
10.Меня волнует дев мучительная стая:
11.Кристально чистые так бешено горды.
12.И я порвать хочу серебряные звенья...
13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
14.И режут сердце мне их узкие следы...
Слайд 24
Онегинская строфа
Состоит из 3-х катренов и двустишия
Пример
(А. С. Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А
2.Когда не
в шутку занемог, Б
3.Он уважать себя заставил А
4.И лучше выдумать не мог. Б
5.Его пример — другим наука; В
6.Но, Боже мой, какая скука В
7.С больным сидеть и день и ночь, Г
8.Не отходя ни шагу прочь! Г
9.Какое низкое коварство Д
10.Полуживого забавлять, Е
11.Ему подушки поправлять, Е
12.Печально подносить лекарство, Д
13.Вздыхать и думать про себя: Ж
14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
Слайд 25
ТРЕТЬЮ УЖ НОЧЬ ВОТ НА ЭТОМ ХОЛМЕ ЗА
ОВРАГОМ
(А. ФЕТ)
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж
1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся
чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке
2.5-ти стопный дактиль
3.Характеристика рифмы:
а)IААI - парная,
б) женская
в) точная
г) простая
4. двустишие