Слайд 2
Внутренний мир
Внутренний (субъективный) мир — психическая реальность, организованное
содержание человеческой психики, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь
человека, источник его духовной энергии.
Слайд 3
В современном словоупотреблении душа — синоним внутреннего мира,
хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться
за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух — не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым.
Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого.
Википедия
Слайд 4
Внутренний мир человека интересовал русских писателей всегда
Вспомните древнерусскую
литературу:
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской…
Самым распространённым жанром того периода были жития святых, и уже в них есть зачатки внимания к внутреннему миру героя, хотя основная цель этих произведений – религиозное наставление.
Слайд 5
Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных
течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой
системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства.
Вслед за новым стилем шли и новые герои.
Слайд 6
Объект изображения в произведениях 19 века
РОМАНТИЧЕСКИЙ
ГЕРОЙ
«ОМЕРТВЕВШАЯ»
ДУША
«ЛИШНИЙ»
ГЕРОЙ
«НОВЫЙ»
ЧЕЛОВЕК
«ЕСТЕСТВЕННЫЙ»
ЧЕЛОВЕК
«МАЛЕНЬКИЙ»
ЧЕЛОВЕК
Приведите
примеры героев каждой группы из известных вам произведений
Слайд 7
Жанр социально-психологического романа
В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром
становится роман. Одним из создателей социально-психологического романа вслед за
Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев.
В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»).
Слайд 8
Приёмы изображения внутреннего мира героя в русской литературе
1.
Психологический портрет героя.
2. Авторская оценка героя.
3. Отношение к данному
герою других героев произведения.
4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения.
Слайд 9
5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые
появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый
впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»).
6. Испытание героя сильным, глубоким чувством