Слайд 2
Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик;
член-корреспондент императорской Академии наук по разряду
русского языка и словесности 1860 года. Является общепризнанным классиком
мировой литературы. Наряду с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской словесности.
Дата рождения — 09.11.1818
Дата смерти — 22.08.1883
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
Слайд 3
«Я страстно люблю природу, особенно в её живых
проявлениях», - признавался Тургенев в статье о «Записках ружейного
охотника».
Слайд 4
Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания
природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя
задача – рассмотреть в этом произведении как, когда и с какой целью появляется пейзаж (описание природы) в романе?
Этим вопросом занимались такие исследователи как Г. Курляндская, А.Г. Цейтлин, П.Г. Пустовойт, Ю.В. Лебедев.
Слайд 5
Исследователь П.Г. Пустовойт замечает
«тонкий художник, обладающий даром
необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки,
которой она чешет себе затылок на краю лужи».
Слайд 6
«небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды
с худыми плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными,
часто до половины размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен».
Слайд 7
«мужики встречаются все обтерханные на плохих клячонках; исхудалые,
шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам;
церкви, то кирпичные, с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами».
Слайд 8
«словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и
среди весеннего красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной
зимы с её морозами, метелями и снегами».
Слайд 9
Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети»
настойчиво звучит тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама
история идет навстречу молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое, по Тургеневу, подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего».
Слайд 10
«Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко
волновалось и лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё
- деревня, кусты, травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…»
Слайд 11
По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа
«Отцы и дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера,
при чем точное описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа».
Слайд 12
«…Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу,
лежавшую в полверсте от сада; тень от неё без
конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, и пробиваясь сквозь чащу…»
Слайд 13
Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает
этот удивительно прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению
Базарова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в нём работник»?
Слайд 14
Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником
в мастерской природы, он должен считаться с тем, что
природа на высших её уровнях – храм, а не мастерская».
Слайд 15
«Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли
барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала
на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Слайд 16
Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа.
Слайд 17
Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во
время трагической гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь
финалом романа, Герцен писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем к бессмертию души - хорош…»
Слайд 18
Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный
мир среднерусской природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной
тональностью, которая создаётся соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описания природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут на себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни.
Малое количество пейзажей в романе Тургенева «Отцы и дети» обусловлено самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.
Слайд 19
Курляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста».
Лебедев Ю.В. «Роман
И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1982 год.
Пустовойт П.Г.
«Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1964 год.
Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1963 год.
Цейтлин А.Г. «Мастерство Тургенева-романиста» М., 1958 год.
Жданов М.И. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении» Л., 1972 год.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА