Слайд 2
Из всех французских писателей у Бомарше, пожалуй, самая
дурная слава. Не так давно один известный университетский профессор,
с которым я поделился своим замыслом, сказал мне примерно следующее: "Напрасно вы интересуетесь этим субъектом, он - низкий человек". Что до клеветы, во Франции "по этой части есть такие ловкачи..." Странней всего, что биографам Бомарше, в том числе и тем, которые его действительно любили, так и не удалось разрушить легенду, а может, они и не отважились положить ей конец. Или легенда упрямей фактов? Инстинктивно - такова уж черта национального характера французов - ищем дерево, за которым не видно леса, а если такое не находится, мы его сажаем и ревностно заботимся, чтобы оно выросло и изменило пейзаж. На малой земле французской литературы нет недостатка в отменных садовниках такого рода. Интерес, который клеветники не устают питать к Бомарше, пропорционален, возможно, его презрению к ним. Ничто не меняется под солнцем в мире литературы, нравы этого сераля установлены раз и навсегда.
Слайд 3
Бомарше писал:
"...Вот необычайное стечение обстоятельств! Как все
это произошло? Почему случилось именно это, а не что-нибудь
другое? Кто обрушил все эти события на мою голову? Я должен был идти дорогой, на которую я вступил, сам того не желая, и я усыпал ее цветами настолько, насколько мне это позволяла моя веселость. Я говорю: моя веселость, а между тем в точности мне неизвестно, больше ли она моя, чем все остальное, и что такое, наконец, "я", которому уделяется мною так много внимания..." (в первой редакции Бомарше написал: "...которому уделяется мною так много _пренебрежительного_ внимания").
Слайд 4
Можно ли уважать, принимать всерьез такое общество, такую
систему, которая вынуждает разумных людей жить во лжи? И
раз уж все равно приходится лавировать, разве не соблазнительно поставить на карту самою жизнь, не теряя ни на минуту душевного веселья, иными словами - не позволить себя провести? Бомарше, как мы увидим, понял это очень рано. Он носил маску, но необходимость кем-то казаться никогда не мешала ему оставаться самим собой, даже напротив. Среди писателей XVIII века Бомарше, вне всяких сомнений, протестовал больше всех. Будем справедливы, одарен для этого он был щедро.
Слайд 5
Некий придворный, заметив Бомарше в галерее Версальского дворца,
подошел к нему и спросил достаточно громко, чтобы привлечь
внимание окружающих и тем самым умножить число свидетелей:
Сударь, вы ведь дока в часовом деле, не скажете ли мне, хороши ли эти часы? - Сударь, - ответил ему Бомарше, глядя на собравшихся, которые уставились на него, - с тех пор как я перестал заниматься этим искусством, я стал ужасно неуклюж.
- О, сударь, не откажите! - Я готов, но вы предупреждены.
Он взял часы, открыл, поднес к глазам и, сделав вид, будто рассматривает, выронил, так что те грохнулись на пол со всей высоты его роста. Потом, отвесив глубокий поклон сказал:
- Я вас предупреждал, сударь, что я стал удивительно неуклюж. После этих слов он удалился, оставив того, кто рассчитывал его унизить, в полной растерянности.
Слайд 6
Когда твое имя Бомарше, и ты исключительно силою
своего обаяния и хитроумием стал всем заправлять в Версале,
но вместе с тем тебе уже пора выйти на свет, то есть кричать свою правду во всеуслышание, надо обладать одновременно большой гибкостью и твердостью, чтобы в 1780 году и служить королю и при этом бороться за свои взгляды. Весь гений Бомарше выражен в этом противоречии. Но обратимся к "Женитьбе", о которой король сказал публично: "Она никогда не будет сыграна". Казалось бы, приговор обжалованию не подлежит. Но Бомарше всегда отвергал все приговоры. И оборачивал наказание против своих судей. Парламент ошельмовал его и лишил гражданских прав - он победил парламент и стал государственным деятелем. Людовик XVI запретил "Женитьбу". Пьесу будут играть, а король падет.
Слайд 7
"Каждый день, - рассказывает секретарь Марии-Антуанетты г-жа Кампан,
- только и слышишь: я присутствовал или я буду
присутствовать на чтении пьесы Бомарше". Интерес к пьесе был таким живым, а умы так возбуждены, что слава "Женитьбы" перешла все границы. Вскоре Екатерина II сообщила, что она относится благосклонно к постановке комедии в Санкт-Петербурге, а великий князь и будущий царь приехал во Францию специально, чтобы послушать пьесу, о которой говорила вся Европа.
Слайд 8
Принц Нассау-Зиген
Как всегда, в самых яростных схватках Бомарше
поддерживали друзья, их было немного, но они отличались исключительными
достоинствами. Среди его друзей 1780 года была одна совершенно удивительная пара - принц и принцесса де Нассау-Зиген, о которых стоит сказать несколько слов. Принц был, несомненно, одним из самых примечательных людей второй половины XVIII века. Его национальность и право на титулы оспаривались в зависимости от того, в какой стране он находился, поскольку по отцовской линии он считался немцем, а по материнской - французом. Как и Бомарше, неизвестно чей сын, он вынужден был стать сыном самого себя, то есть самому явиться на свет. И за "Женитьбу Фигаро" принц бился, чтобы одолеть сопротивление Людовика XVI, с не меньшей страстью, чем во время своего поединка с тиграми. Его многократные и мужественные выступления в защиту пьесы если и не имели решающего значения, все же содействовали победе Бомарше. А потом, когда Нассау покидал Францию, чтобы принять участие в очередных военных операциях, он всегда брал с собой комедию своего друга и во всех больших городах, куда его кидала судьба, он лично руководил постановкой "Женитьбы" на сцене местных театров. И в самом деле, Нассау знал наизусть все мизансцены Бомарше. Когда Людовик XVI наконец уступил, Нассау, обезумев от счастья, отправился вместе с автором в "Комеди Франсэз" и, не расставаясь с ним, тоже просиживал дни и ночи на репетициях.
Это длилось вплоть до 27 апреля 1784 года - одной из трех или четырех самых великих дат в истории французского театра.
Слайд 10
Это был вторник. Поднятие занавеса было назначено на
6 часов вечера. С недавних пор "Комеди Франсэз" разместилась
в новом помещении возле Люксембургского сада, речь идет о театре Одеон. По сравнению со старым помещением и сцена и зал были значительно усовершенствованы. Традиционные свечи вдоль рампы были заменены кенкетами, и их рефлекторы вызывали восхищение публики. Благодаря этим новым фонарям партер оказывался погруженным в полутьму, зато сцена была освещена ровным ярким светом. Настоящая революция в театральном деле. Другое значительное новшество заключалось в том, что все зрители, в том числе и в партере, имели сидячие места. Но в общем-то публике было плевать на все кенкеты, ибо она пришла бы на этот спектакль куда угодно и стерпела бы любые неудобства.
Слайд 11
Мы не можем найти точки отсчета, чтобы измерить
невероятную степень возбуждения, которым были охвачены люди в дни,
предшествующие премьере "Женитьбы". Слава Бомарше в 1784 году достигла апогея. Чтобы реально себе это представить, надо не забывать, что автор "Женитьбы" был на вершине славы одновременно в десяти различных областях. С момента изобретения анкерного спуска для часов до заключения Версальского договора он не переставал изумлять мир. Что же до его комедии, запрещенной вот уже три года, и ставшей единственной темой всех разговоров как во Франции, так и за границей, то тайна, скандал, дымы серы, которые клубились вокруг нее, действовали на умы и нервы людей еще до того, как прозвучали три удара в пол.
Слайд 12
Писатели, как правило, ограничивают, если не полностью отрицают,
историческое значение "Женитьбы". Однако не таково было мнение трех
людей, которые сами создавали историю той эпохи.
Слайд 13
Людовик XVI:
"Если быть последовательным, то, допустив постановку
этой пьесы, нужно разрушить Бастилию".
Слайд 14
Дантон:
"Фигаро покончил с аристократией".
Слайд 15
Наполеон I:
"Во время моего правления такого человека
упрятали бы в Бисетр. Конечно, кричали бы, что это
произвол, но какую услугу мы оказали бы обществу!.. "Женитьба Фигаро" - это уже революция в действии".
Слайд 16
Бомарше ни в какой мере не был революционером,
но, без всякого сомнения, он приблизил революцию. Он прекрасно
отдавал себе отчет и в том, какую "шумиху" поднимает постановка "Женитьбы", и в том, как велика власть некоторых слов, произнесенных с подмостков. Он знал также отрицательное мнение короля о пьесе и сделал все от него зависящее, чтобы его побороть. Это убеждает нас прежде всего в том, что "Женитьба" - сознательный политический акт Бомарше.
Слайд 17
«Женитьба Фигаро», как и все творчество Пьера Бомарше
остается блистательным шедевром, и современные зрители могут воспринимать ее
на самых разных уровнях. Но во всех случаях они будут смеяться, и это главное. И еще: разве не удивительно и не знаменательно, что у Бомарше достало таланта вложить в одну комедию в сто раз больше идей, чем Брехту во все свое творчество? Разве комедия не есть способ выражения мыслей, присущий французам? Разве Мольер не говорит людям больше, нежели Корнель и даже Расин, коль скоро речь идет не только о том, чтобы анатомировать страсти? И кого Наполеон запер бы в Бисетре? Увы, боюсь, что никого.
Слайд 18
Теперь хотелось бы представить вашему вниманию несколько наиболее
ярких цитат
Пьера Огюстена Карона Де Бомарше
Слайд 19
Из всех шутовских вещей брак - самая шутовская.
Пьер Бомарше
Слайд 20
Людей можно исправлять, только показывая им, каковы они.
Правдивая комедия полезнее лживой или академической речи.
Пьер Бомарше
Слайд 21
Раболепная посредственность - вот кто всего добивается!
Пьер Бомарше
Слайд 22
С течением времени старые бредни становятся мудростью, а старые
маленькие небылицы, довольно небрежно сплетённые, порождают большие-пребольшие истины.
Пьер Бомарше
Слайд 23
Делать вид, что не знаешь того, что знают
все, и знаешь то, чего никто не знает — вот
и все законы политики.
Пьер Бомарше
Слайд 24
Республика литераторов - это республика волков, всегда готовых
перегрызть друг другу горло.
Пьер Бомарше
Слайд 25
На сей прекрасной для одних,
Скучнейшей для других,
И престранной
для третьих
Ноте
Мы завершаем наше
долгое повествование!