Слайд 2
О Петербург, проклятый Петербург
Здесь, право, нельзя
иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
Слайд 3
Петербург Достоевского
Санкт – латинское «святой»,
Петер – греческое
«камень, скала»,
«бург» – немецкое «замок, крепость»;
Слайд 4
“Адреса” событий жизни
Ф. М. Достоевского
Слайд 5
Достоевский сменил много квартир в Петербурге,и почти все
они были в угловых домах. В таких домах писатель
обычно поселял и героев своих произведений. Никакого объяснения этому предпочтению Фёдор Михайлович не оставил,хотя был верен любви своей к угловым домам .
Слайд 6
Возможно, ему легче жилось и работалось в доме,где
из окон раскрывается более широкая перспектива , где больше
света, воздуха…
Если взглянуть на планы старого Петербурга, можно заметить, что дома, где жил писатель, обычно соседствуют с церквями.
Слайд 7
.Скрещение улиц, словно скрещение судеб, и крест, высоко
плывущий в небе,- все это было наполнено высоким смыслом
для него, испытавшего каторгу, смерть близких.
Из окон углового дома он мог видеть крест на куполе, а это имело значение для православного человека.
Слайд 8
В первые годы после выхода в отставку Ф.М.Достоевский
сменил в Петербурге ряд адресов.В начале 1846 года,закончив повесть
“Двойник”,он оставил отдельную квартиру на углу Владимирского проспекта и к началу февраля 1846
переехал в дом У.К.Кучиной, и прожил там до весны.Много лет спустя писатель поселился в этом доме снова,здесь он и умер.
Слайд 9
”Здравствуйте; как ваше здоровье?… “Из них у меня
есть любимцы, есть короткие приятели ; один из них
намерен лечиться это лето у архитектора …Вдруг, на прошлой неделе , я прохожу по улице…слышу жалобный крик :” А меня красят в желтую краску ! “
Мне тоже и дома знакомы.Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит:
Слайд 10
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
ПЕЙЗАЖИ
ИНТЕРЬЕРЫ
СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Слайд 11
Какими вы видите улицы, по
которым шел Раскольников?
Анализ эпизодов
“Первый день Раскольникова в Петербурге”
ч.1, гл. 1,2
“Пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми”
ч.1, гл. 1
“Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние”
ч.2, гл. 2
“Шарманщик и толпа женщин у распивочной”
ч.2, гл. 6
“Смерть Катерины Ивановны”
ч.5, гл.5
Меняется ли Петербург в зависимости от времени суток?
Анализ эпизодов из ч.1, гл.1; ч.2, гл.!,6; ч.4,гл.5,6
Слайд 12
Во всех почти романах
Достоевского уже с первых страниц вводится одна из важнейших
тем – тема Петербурга.
Город становится настоящим действующим лицом романа, действие произведения разворачивается именно на улицах потому, что Достоевский по-своему осмыслил место этого города в русской истории.
« На улице жара стояла страшная, к тому же
духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
Слайд 14
Доходные дома
В XIX веке город
рос в основном за счёт
строительства так называемых Доходных
домов.
В солидных многоквартирных домах,
которые появились в центре города, снимали
огромные «барские квартиры» крупные
чиновники, предприниматели и высшее
офицерство.
Слайд 15
Но в этих же домах селилась
и беднота - ей сдавали полуподвалы, помещения под арками.
Слайд 16
В архитектуре доходных домов ярко проявились
социальные противоречия -
и в планировке зданий и в контрасте
между парадными фасадами и системой тесных. дворов - колодцев.
Планировка квартир в доходных домах отличалась большим разнообразием. Диапазон их размеров и комфортабельности был очень широк: от огромных «барских» квартир до скромных квартир в одну-три комнаты..
Слайд 18
Когда Достоевский писал “Преступление и наказание”, он жил
в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники,
торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли “соединённых петербургских улиц и переулков”, лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова.
Слайд 19
В Столярном переулке находится 16 домов (по 8
с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается
18 питейных заведений...
Слайд 20
«Дом Раскольникова»
Средняя Мещанская ,
угол Столярного переулка №19/3
Слайд 21
"...Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где
жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета".
В
литературе, посвященной петербургской топографии романа, указаны два адреса "дома" Сони: Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), 63 и 73.
Дом Сони был типичным доходным домом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим. Так, Соня жила в "девятом нумере", на дверях которого было написано мелом : «Капернаумов портной».
Слайд 22
« Дом Сони Мармеладовой»
Екатерининский канал
(ныне канал Грибоедова),
угол Малой
Мещанской №73/2
( ныне Казначейская)
Слайд 24
"...вышел из своей каморки, которую он нанимал от
жильцов..."
Слайд 25
Сенная площадь
Он никак не мог понять и объяснить
себе, почему он, усталый, измученнный… воротился домой через Сенную
площадь, через которую ему было совсем лишне идти.
Было около девяти часов вечера, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на лотках и в лавках запирали свои заведения. Около харчевен в нижних этажах домов Сенной площади, у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.
Слайд 26
Сенная площадь
Литография. Середина 19 века
Слайд 27
Петербургская улица в районе Сенной
Фотография. Конец 19 века.
Слайд 28
Кокушкин мост через Екатерининский канал
(ныне канал Грибоедова)
Слайд 29
«Небо было без малейшего облачка, а
вода почти голубая, что на Неве так редко бывает.
Купол собора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение…» Таким увидел город Раскольников, оказавшись на Николаевском мосту.
Слайд 30
Почему автор заставляет своего героя очнуться именно здесь,
на Николаевском мосту?
Слайд 31
В лесах, на берегу океана, под открытым небом
все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в
наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни.
Слайд 32
Сейчас перед ним не город трущоб. Перед ним
город дворцов и соборов – олицетворение верховной власти России.
Это Зимний дворец, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода… Только теперь он почувствовал до конца, какой шаг совершил, против чего поднял свой топор.
Слайд 33
Екатерининский канал
Акварель Ф. Баганца. Середина 19 века
Слайд 34
«Дом ростовщицы»
Екатерининский канал
(ныне Грибоедова)
угол Екатерингофского №104/25
(ныне проспекта Римского-Корсакова)
Слайд 35
Выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг
увидел вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Слева,
параллельно глухой стене шел деревянный забор. Далее, в углублении двора выглядывал угол низкого, закопченного сарая.
Слайд 37
Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются
на этих улицах. Какое впечатление они
производят на вас
и почему?
Анализ эпизодов
“Катерина Ивановна с детьми на улицах”
ч.5, гл.5
“Смерть Мармеладова”
ч.2, гл.7
“Встреча с пьяной девочкой на бульваре”
ч.1, гл.4
Слайд 38
Каково ваше самое
сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир,
комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения?
Анализ эпизодов
“Описание каморки Раскольникова”
ч.1, гл. 1,3
“Описание комнаты Сони”
ч.5, гл.4
“Описание комнаты Мармеладовых”
ч.1, гл.3
“Трактир, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова”
ч.1, гл.2
Слайд 39
Комнаты героев
Жилища героев Достоевского не имеют
самостоятельного существования –
они
лишь одна из функций сознания героев.
Каморка Раскольникова;
Квартира старухи –
процентщицы;
Проходная комната Мармеладовых;
Комната Сони.
Слайд 40
«Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного
дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
Слайд 41
Каморка Раскольникова.
«Это была
крошечная клетушка, шагов
в шесть длиной, имевшая
самый
жалкий вид со свои-
ми желтенькими, пыльны-
ми обоями, и до
того низ-
кая, что чуть-чуть высоко-
му человеку становилось в
ней жутко, и все казалось,
что стукнешься головой о
потолок.»
Слайд 42
Комната Сони
«Сонина комната походила
как будто на сарай,
имела
вид неправильного четы-
рехугольника, и это прида-
вало
ей что-то уродливое.
Стена с тремя окнами пере-
резывала комнату как-то
вкось, отчего один угол,
ужасно острый, убегал ку-
да-то вглубь…»
Слайд 43
Как использует Достоевский световые эффекты
в описании интерьеров?
Слайд 44
Желтый цвет
«Небольшая комната… с желтыми обоями..
Мебель, вся очень
старая и из желтого дерева…
Да двух-трех грошовых картинок в
желтых рамках..»
Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-жел-
тый цвет вызывает чувство внутреннего угнете-
ния, психической неустойчивости, общей подавлен-
ности.
Слайд 45
Символика романа
Лестницы,
пороги.
Практически на пороге живет семья Мармеладовых,
на пороге в коридоре происходит сцена полупризна-
ния Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю
комнату, беседуют Раскольников и Соня…
Лестница – символ восхождения и нисхождения по
пути добра и зла.
Порог – некая точка, где совершается перелом судь-
бы, где принимаются решения, преступают запре-
ты, обновляются или гибнут.
Слайд 46
Этот дом стоял весь в мелких квартирах и
заселен был всякими промышленниками – слесарями, кухарками, мелким чиновничеством.
Тут служили три или четыре дворника. Лестница была темная, узкая, «черная».
Слайд 47
Солнце
«И тогда, стало быть, так же будет солнце
све-
тить?»
«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу преж-
де всего
надо быть солнцем».
В эпилоге Раскольников, возродившийся духовно,
слышит песню в «облитой солнцем необозримой
степи…»
Солнце –символ «живой жизни», символ воскресения
героя.
Слайд 48
Город –трущоба.
Город – сказка.
Униженные и
оскорбленные
Город –
чудовище.
Город – дворец.
Слайд 49
Петербург – город контрастов.
Пышность и серость, богатство
и бедность.
Петербург великолепных дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.
Город
замкнут, чудовищно болен болен, больны его обитатели.
Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
Слайд 50
Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный
городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние.
Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность