Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

Содержание

Цели урока Образовательные: создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире поэзии Фёдора Ивановича Тютчева; содействовать формированию единой картины внутреннего мира человека и его выражения чувств; организовать деятельность учащихся по выявлению
Выполнила учитель МОУ Теплостанской СОШЗаковряшина С.В. Презентация к уроку литературы: Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева Цели урока   Образовательные:  создать условия для формирования у учащихся Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик В ней Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике.  Гениальный художник, Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы В отношении к природе Тютчев являет как бы Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные звуки День вечереет, ночь близка,  Длинней с горы ложится тень, Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений Смотри как на речном просторе,  По склону вновь оживших Но ни торжествующие возгласы «весенних вод», ни трагические ноты стихотворения «Смотри, Тютчевские Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить «воображение читателя» и Еще в полях белеет снег,  А воды уж Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева представлена двумя этапами: ранней и поздней лирикой. Уж солнца раскаленный шар   С главы своей Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного листа Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым  Стоят На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной Прочитайте и проанализируйте стихотворения: В небе тают облака,   И, лучистая на зное, Еще земли печален вид,  А воздух уж весною дышит, Тихо в озере струится Отблеск кровель золотых, Много в Неохотно и несмело   Солнце смотрит на поля. Не то, что мните вы, природа: Список используемой литературы Ф. И. Тютчев «Избранная лирика»; Москва, 1986 годА. Григорьев
Слайды презентации

Слайд 2 Цели урока
Образовательные: создать условия для

Цели урока  Образовательные: создать условия для формирования у учащихся представления

формирования у учащихся представления о художественном мире поэзии Фёдора

Ивановича Тютчева; содействовать формированию единой картины внутреннего мира человека и его выражения чувств; организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей эстетики поэзии в конкретных произведениях. Развивающие: использовать приемы педагогических технологий для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение и интерес к поэзии поэта; создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности

Слайд 3 Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не

Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик В

бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть

свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев

Слайд 4 Истинное величие Тютчева обнаруживается в его

Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике.  Гениальный художник,

лирике.
Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог

— таким представляется он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь.

Слайд 5 Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение

При этом изображение природы и мысль о природе соединены

у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Слайд 6 В отношении к природе

В отношении к природе Тютчев являет как бы две

Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую

окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою…» и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок.


Слайд 7 Люблю грозу в начале мая,

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

Слайд 8 Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних

Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные

бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей…

Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы.

Слайд 9 День вечереет, ночь близка,
Длинней

День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень,

с горы ложится тень,
На небе гаснут

облака...
Уж поздно. Вечереет день.
Но мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня,- Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня!.. Крылом своим меня одень, Волненья сердца утиши,
И благодатна будет тень
Для очарованной души.
Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть,
Но с страстной женскою душой.

Слайд 10 Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней

Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для

неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так

родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь».


Слайд 11 Смотри как на речном просторе,

Смотри как на речном просторе, По склону вновь оживших вод,

По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывёт.
На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но всё, неизбежимо тая, Они плывут к одной мечте.
О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твоё значенье,
Не такова ль судьба твоя?

Слайд 12 Но ни торжествующие возгласы «весенних вод», ни

Но ни торжествующие возгласы «весенних вод», ни трагические ноты стихотворения

трагические ноты стихотворения «Смотри, как на речном просторе…» не

дают ещё полного представления о пафосе поэзии Тютчева. Для того, чтобы его разгадать, важно понять самую суть философской и художественной интерпретации природы и человека в поэзии Тютчева. Поэт поднимается до понимания соотношения этих двух миров – человеческого Я и природы – не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей: «Всё во мне и я во всём…».

Слайд 13 Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека,

Тютчевские

его душевного состояния, чувства, настроения:


Мотылька полет незримый
Слышен

в воздухе ночном.
Час тоски невыразимой!
Все во мне, и я во всем!

Слайд 14 Образ природы помогает выявить и выразить

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь

сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к

слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Слайд 15 Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною,

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною,

немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и

не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Слайд 16 Словно человек, природа живёт и дышит,

Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно

радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Картины природы

помогают поэту передать страстное биение мысли. Воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.

Слайд 17 Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день

пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

Слайд 18 Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся

Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить «воображение читателя»

пробудить «воображение читателя» и заставить его «дорисовать» то, что

только намечено в поэтическом образе. Эту особенность поэзии Тютчева заметил и Толстой, выделявший в его стихах необычные, неожиданные словосочетания, которые задерживают на себе внимание читающего и будят творческую фантазию. Как неожиданно и даже странно на первый взгляд это соединение двух как будто несоединимых слов: «праздная борозда». Но именно оно, это странное и удивительное словосочетание, помогает воссоздать всю картину в целом и передать всю полноту внутреннего её ощущения.

Слайд 19 Еще в полях белеет снег,

Еще в полях белеет снег,  А воды уж


А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."

Слайд 20 Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева представлена двумя этапами:

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева представлена двумя этапами: ранней и поздней

ранней и поздней лирикой. И в стихотворениях разного времени

много различий. Но, разумеется, есть и сходства. Например, в стихах пейзажной лирики обоих этапов природа запечатлена в её движении, смене явлений, тютчевские «пейзажи в стихах» проникнуты напряжением и драматизмом устремлённости мысли поэта к тайнам мироздания и «человеческого Я». Но в поздней лирике Тютчева природа словно бы приближается к человеку; всё чаще внимание поэта переключается на самые непосредственные впечатления, на самые конкретные проявления и черты окружающего мира: «первый жёлтый лист, крутясь, слетает на дорогу»; «вихрем пыль летит с полей»; дождевые «нити золотит» солнце. Всё это особенно остро ощущается в сопоставлении с более ранней пейзажной лирикой поэта, где месяц – «светозарный бог», горы – «божества родные», и дня «блистательный покров» «высокой волею богов» навис над бездной «мира рокового». Показательно, что, перерабатывая ранее написанную «Весеннюю грозу», Тютчев вводит в стихотворение строфу, которая обогащает живописную картину теми зрительно-конкретными образами, которых её недоставало:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул. Пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Слайд 21 Уж солнца раскаленный шар

Уж солнца раскаленный шар  С главы своей земля

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

Слайд 22 Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту

Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного

первого зеленеющего полупрозрачного листа («Первый лист»). В жаркий августовский

день улавливает «медовый» запах, доносящийся с «белеющих полей» гречихи («В небе тают облака…»).Поздней осенью ощущает дуновение «тёплого и сырого» ветра, напоминающего о весне («Когда в кругу убийственных забот…»). Яркое зрительное впечатление возникает даже тогда, когда поэт называет не сам предмет, а те признаки, по которым он угадывается

Слайд 23 Лист зеленеет молодой. Смотри, как

Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны

листьем молодым
Стоят обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...
Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым,
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым, Пробились вдруг на свет дневной...
О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах Не встретишь мертвого листа.

Слайд 24 На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать,

На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его

отражающая свойства его собственной душевной и физической природы —

хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листья изнуренные и ветхие, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и многое другое

Слайд 25 Прочитайте и проанализируйте стихотворения:

Прочитайте и проанализируйте стихотворения:

Слайд 26 В небе тают облака,

В небе тают облака,  И, лучистая на зное, В

И, лучистая на зное,
В искрах катится река,

Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Слайд 27 Еще земли печален вид,
А

Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит,

воздух уж весною дышит,
И мертвый в

поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Слайд 28 Тихо в озере струится Отблеск

Тихо в озере струится Отблеск кровель золотых, Много в

кровель золотых, Много в озеро глядится Достославностей былых.

Жизнь играет, солнце греет, Но под нею и под ним
Здесь былое чудно веет Обаянием своим.

Солнце светит золотое, Блещут озера струи...
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи;

Дремлет сладко, беззаботно,
Не смущая дивных снов
И тревогой мимолетной Лебединых голосов...

Слайд 29 Неохотно и несмело

Неохотно и несмело  Солнце смотрит на поля.

Солнце смотрит на поля.
Чу,

за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые
Все сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Слайд 30 Не то, что мните вы,

Не то, что мните вы, природа:  Не слепок,

природа:
Не слепок, не бездушный лик


В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... ..

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

  • Имя файла: peyzazhnaya-lirika-fityutcheva.pptx
  • Количество просмотров: 127
  • Количество скачиваний: 0