Слайд 2
Цели и задачи урока:
1. Знакомство с любовной лирикой
русской поэзии, основанной на сюжете, связанном с эпистолярным жанром
2.
Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворений – писем как знаку любви
3. Развивать умение видеть тему и идею лирического произведения
4. Воспитывать доброе отношение к миру эмоций, чувств человека, душевных переживаний
5. Воспитание любовью гармонически развитой личности, способной не только сопереживать, но и учиться любви и состраданию
Слайд 3
Прощание с письмом –
прощание с любовью
***
Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней,
минувших дней –
Не возродишь былых желаний
В душе моей, в душе моей…
Нюансы любви:
ЛЮБОВЬ-СТРАДАНИЕ, ЛЮБОВЬ-УМИЛЕНИЕ,
ЛЮБОВЬ-ВРАЖДА, ЛЮБОВЬ-ПОЕДИНОК…
Слайд 4
Композиция лирических произведений у каждого поэта особенная, но
можно выделить три основных способа развития сюжета:
1. сопоставление;
2. развитие одного
центрального образа;
3. логическое рассуждение
Наши авторы: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, К.М.Фофанов
Слайд 5
Сожжённое письмо
Прощай, письмо любви,
прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не
хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
1825г.
Слайд 6
1. Способ развития сюжета – развитие одного образа:
образа сожжённого письма
2. Лексика высокая: какая-то религиозная ситуация, воспринимающая
сожжение как ритуал
3. Пунктуация экспрессивная: многоточие, восклицательные знаки, обрывающаяся строка
4. Обилие эпитетов…
Цель: расстаётся с письмом, но не с любовью. Вынужден покориться, хотя душа борется с неизбежным…
Слайд 7
Она сидела на полу…
Она сидела на полу
И груду
писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Слайд 8
Вывод:
Явного образа сожжённого письма нет, но он появляется
Это
реминисценция – напоминание о прошедшей любви как о сожжённом
письме
Лирическая героиня – ОНА!!! Перебирает знаки «убитой» любви
Чувства героини передаются образными сравнениями, эпитетами, олицетворением
Синтаксис: экспрессивный, передающий накал чувств и сдерживаемых рыданий
Присутствует незримо лирический герой, ощущающий свою вину
Слайд 9
О письма женщины нам милой…
О письма женщины, нам
милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите
вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...
О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай мне время доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы -
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей! 1852 г.
Слайд 10
Вывод:
Логическое рассуждение – герой прогнозирует ситуацию
1 часть –
большая: живёт рассудком, умом, но не сердцем. Лексика просторечная:
«задним числом», «бред пустой», «злоба ревнивая»...
2 часть – меньшая: появление чувств, но звучит в конце ирония, проявляющаяся в метафорах: «поблекшие цветы», «погибшей юности»…
Слайд 11
Сопоставительный анализ строфики лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.Н.Некрасова
А.С.Пушкин
Астрофичность
– кусок чувств, не разделённый на части.
Почему?
Расставаясь с письмом,
герой не может расстаться с любовью, которая продолжает жить в его груди
Ф.И.Тютчев
Строфическое – четыре четверостишья, в каждом из которых новые штрихи
Почему?
Два страдающих лирических героя, из которых один сопереживает, а другой углублён в свои страдания
Слайд 12
Н.А.Некрасов
Две части – несоразмерные, неоднородные
1 часть –
герой не вспоминает, а как бы прогнозирует ситуацию. Прогнозы
его безрадостные, пессимистичные. Вывод: живёт рассудком, но не сердцем
Лексика просторечная: «задним числом», «бред пустой», «злоба ревнивая», «тоска мучит»… Эпитеты…
2 часть – первые строчки – рассудок, а следующие – сердце, чувства, где побеждают чувства, но лексика с долей иронии, усмешки автора
Слайд 13
Нежные письма
К.М.Фофанов
1862 – 1911г.г.
Перебирая вновь украдкой
Все письма
нежные твои,
Я окрылен был местью сладкой
И упоен тоской любви.
Я говорил небесным высям:
“Сотрите бурей и грозой
Слепые знаки этих писем,
Так чудно лгавших предо мной”.
Я говорил свечам горящим:
“Пожрите их своим огнем,-
И пусть не лжет мне в настоящем
Раз обманувшее в былом.
Развейте их налетом шумным”,-
Я буйно ветры умолял,
Но сам я в бешенстве безумном
Их уничтожить не дерзал.
Так жаждет зла и разрушенья
Былым святыням ренегат
В час малодушного моленья,
Тоской и трепетом объят.
Слайд 14
Анализ лирики К.М.Фофанова
С кем перекликается? В чём?
Какие чувства
испытывает герой?
Как раскрывается в лексики?
Что побеждает: разум или чувства?
Чем
восходит к Пушкину?
Какое слово разрушает ощущение обряда?
Перекличка с Некрасовым
Герой испытывает острую боль, которая проявляется в наслаждении
Раскрывается в психологическом параллелизме, что свойственно народной поэзии
Побеждают чувства
Восходит к Пушкину моленьем, тоскою и трепетом, к ритуалу церковного обряда
«РЕГЕНАТ» (отступник)– политическая лексика, создаёт стилистический диссонанс
Слайд 15
Старые письма
А.А.Фет
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты
заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук
мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно, утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку,-
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!-
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза
Слайд 16
Анализ лирики А.А.Фета: «СТАРЫЕ ПИСЬМА»
О чём говорит название?
О
чём напомнили письма поэту?
Какие чувства нахлынули? Отчего?
Почему лирический герой
испытывает чувство стыда? За что?
Какое время он называет «сумрачной зимой» и какой урок из жизни вынес?
Каков итог?
Вывод:
Герою напомнили старые письма прежнюю любовь, которую он небрежно отверг. За это предательство любви он испытывает чувство стыда.
Называя то время «сумрачной зимой», он вынес неутешительный урок: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!»
Слайд 17
«КАК БУДТО ВНЕ ЛЮБВИ
ЕСТЬ В МИРЕ ЧТО-НИБУДЬ!»
Слайд 18
Уроки прошлого
В душе померк бы день и тьма
настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы
любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил…
Жан Батист МОЛЬЕР
Слайд 19
Уроки прошлого
Любовь –
это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый
на своём корабле, каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём.
М.М.Пришвин