Слайд 3
-Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один
день из жизни героя?
I ГЛАВА – ИСТОРИЯ «ДУШЕВНОЙ» БОЛЕЗНИ
ОНЕГИНА
-Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга
-Из чего складывается этот день?
Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом.
Слайд 4
Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа
I особенность
Сюжет
Онегин-Татьяна
Служит для развития
основного конфликта романа
Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина
Ленский -
Ольга
Слайд 5
II особенность
Главное действующее лицо – повествовательГлавное действующее лицо
– повествователь =
=
лирические отступления
– составная часть сюжета
Спутник Онегина
Антипод Ленского –
поэта
Защитник «Татьяны
милой»
Слайд 6
III особенность
Патриархальное дворянство
«Энциклопедия русской жизни»
Высший свет
Патриархальное дворянство
Дворянство
Крепостное
крестьянство
Слайд 7
«Онегинская строфа»
14
строк
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и
как-нибудь.
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по
мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Учёный малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм
Рифмы
Перекрестные
а б а б
Парные
а а б б
Опоясывающие
а б б а
Парные
а а
Слайд 8
Композиция романа
Гл. I – развёрнутая экcпозиция
Гл. II –
завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Гл. III
– завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Гл. VI – дуэль (кульминация и развязка второй сюжетной линии)
Гл. VIII – развязка первой сюжетной линии
Слайд 9
Выводы:
1.«Онегинской» строфе присуща необыкновенная простота и ясность
2.В романе
показана русская жизнь времен Пушкина во всех её проявлениях
3.Сюжет
романа включает в себя две линии: ОНЕГИН – ТАТЬЯНА и ЛЕНСКИЙ – ОЛЬГА
4.АВТОР – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – одно из главных действующих лиц романа
5. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм
6.Лирические отступления расширяют временные и географические рамки романа, выявляют авторскую оценку героев
Слайд 10
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель...
Гл. 1, строфа I.
Слайд 11
…жизнь…
Однообразна и пестра .
И завтра то же, что
вчера .
Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в
цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Гл.1, строфа XXVI
Слайд 12
Ей рано нравились романы ;
Они ей заменяли всё
;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Гл. 2, строфа XXIX
И в сердце дума заронилась ;
Пора пришла , она влюбилась.
Гл. 3, строфа VII
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты…
Гл. 3, строфа X
Слайд 13
Так люди ( первый каюсь я)
От делать нечего
друзья.
Глава 2, строфа XIII
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, ещё в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, -
Онегину все было ново…
Глава 2, строфа XV
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло…
Глава 2, строфа XVI
Онегин и Ленский
В имении Лариных
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины…
Глав 2, строфа XXXV
Слайд 15
Я к вам пишу – чего же боле?
Что
я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня
презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
…
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья…
Слайд 16
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови
отвела ?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и
дела
Делили дружно ? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно ?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Глава 6 , строфа XXVIII
Слайд 17
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовёт его… напрасно:
Его уж
нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Глава VI, строфа XXXI
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье,
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь,-
Теперь, как в доме опустелом,
Всё в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Глава VI , строфа XXXII
Онегина
И в молчаливом кабинете,
Забыв на время всё на свете,
Осталась
наконец одна,
И долго плакала она.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой ;
И ей открылся мир иной.
Глава 7 , строфа XXI
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
Глава 7 , строфа XXIII
Слайд 19
Ей-ей ! Не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг
бледна, красна …
У ней и бровь не шевельнулась ;
Не
сжала даже губ она .
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
С ней речь хотел он завести
И – не мог…
Глава 8 , строфа XIX
Ужель та самая Татьяна ..?
… … … …
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела ?
Глава 8 , строфа XX
Слайд 20
В тоске безумных сожалений
К её ногам упал Евгений;
Она
вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева
…
Глава 8 , строфа XLI
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей …
Глава 8 , строфа XLII
1878
Опера
П.И.Чайковского
«Евгений Онегин»
Ленского
Ария (итал.) - законченный по построению эпизод в опере,
исполняемый одним певцом .