Слайд 2
По поводу идейного содержания романа «Отцы
и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против
дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
Слайд 3
Вступление.
В своем романе «Отцы
и дети» И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в
России 50-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, улучшающие жизнь народа. Потому что старые порядки потихоньку себя изживали. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами. В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир «отцов» и «детей».
Слайд 4
Основная часть.
Основной
конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержится
в идейном столкновении двух «поколений» русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
Слайд 5
Николай Петрович, дворянин, отец семейства и
либерал, также является представителем «отцов». Он либерал и гордится
этим. «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...», - говорит он.
Слайд 6
Но все его модные преобразования лишь
расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: «пруды
с худыми плотинами», деревеньки с «до половины разметанными крышами», мужички, «обтерханные, на плохих клячонках»... Подслушав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны.
Слайд 7
Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий
отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что
в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, вызывает у Базарова как у представителя «молодого» поколения возмущение и непонимание. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Слайд 8
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке,
бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником.
Слайд 9
Если Евгений - нигилист, то есть
человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то
Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без принципов и авторитетов: «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя»! Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся к консерватизму.
Слайд 10
Больше всего он преклоняется перед английским
аристократизмом. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда
заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он «сидит сложа руки». Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон».
Слайд 11
Любовь к народу символизирует для него
пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Впрочем,
Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что «его песенка спета», он убежден в том, что «дети» не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их.
Слайд 12
Кирсанов убежден, что живет правильно и
достоин уважения. Он способен на большое чувство, честен и
благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался.
Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых «этим» и «это» говорит «эфтим» и «эфто».
Слайд 13
Его речь изобилует выражениями типа «считаю
своим долгом», «не соблаговолите ли вы...». Трагическая любовь к
пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.
Слайд 14
Появление Евгения Базарова, человека противоположных взглядов
и устремлений, внесло в тихую, безмятежную жизнь «отцов» беспокойство
и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам.
Слайд 15
Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам
«настоящих господ», возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий.
Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет «одежонкой», будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами. По мнению молодого нигилиста, Павел Петрович – «феодал», «архаическое явление», жизнь его – «пустота и распущенность», его «принсипы» – пустые слова.
Слайд 16
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью,
он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее «романтика»
берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Слайд 17
Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, по
взглядам принадлежит к поколению «отцов». Его захватили бунтарские речи
Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характер у него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым.
Слайд 18
Аркадий с молоком матери впитал идеологию
и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и
безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Из попытки подражать Базарову у Аркадия ничего не вышло. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма, в идеях которого он потом разочаровывается. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.