Слайд 2
На мой взгляд, ни одно произведение не появляется
на свет просто так. Всякое творение – это следствие
определенных жизненных событий, которые волею судеб оставляют отпечаток в душе писателя. Творческий человек является неким зеркалом, в котором отражаются многие явления общественной жизни.
В драме «Гроза» автор поднимает вечные вопросы и проблемы, характерные и для нашей современной жизни: проблема «отцов и детей», проблема несчастной любви, чувства долга, нравственности. С подобными проблемами мы так или иначе сталкивались в жизни.
Поэтому с целью получения новых знаний, расширения читательского кругозора, поиска ответов на актуальные для нас вопросы, мы обращаемся к тексту драмы «Гроза».
Слайд 3
Мотив в литературе понимается как часть, элемент сюжета.
Сюжет не может представлять собой один, четко выдержанный мотив,
любой сюжет – это переплетение мотивов.
ЧТО ТАКОЕ МОТИВ?
Слайд 4
Некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз
в новых вариантах, очертаниях и сочетаниях с другими мотивами.
При
этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно», событие, черта характера, элемент ландшафта, слово, звук, краска.
Слайд 5
ЦЕЛИ: РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА,
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЕЙ,
ИХ КРУГОЗОРА.
ЗАДАЧИ:
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ НАХОДИТЬ, ВИДЕТЬ МОТИВ,
ВИДЕТЬ ЕГО СВЯЗЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ И
СРАВНИВАТЬ С ДРУГИМИ МОТИВАМИ,
СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВА В ОДНО ЦЕЛОЕ.
Слайд 6
ненависть
лю-бовь
грех
чувство долга
Слайд 7
ВОЛЯ
НЕВОЛЯ
Свобода:
- способность человека делать свой выбор и совершать
свои действия
- свободный мир, мир вне тюремных стен.
2. (устар.) Разрешение, повеление
3. Как качество человека
Несвобода:
- отсутствие способности человека делать свой выбор и совершать свои действия
- невольный мир, мир взаперти, в тюрьме
2. (устар.) Жить чужими повелениями
3. Как качество человека
СВОБОДА – НЕСВОБОДА
РАЗРЕШЕНИЕ – ПОВЕЛЕНИЕ
КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
Слайд 8
СУЩЕСТВУЮТ ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМУ
СВОБОДЫ И НЕСВОБОДЫ
(ВОЛИ – НЕВОЛИ):
«СВОБОДА ОТ», ИЛИ НЕГАТИВНАЯ СВОБОДА - ОТСУТСТВИЕ
ПРЕПЯТСТВИЙ, ПРЕГРАД И ОГРАНИЧЕНИЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ТАКАЯ СВОБОДА ЯВЛЯЕТСЯ ИЛЛЮЗОРНОЙ, ОНА НЕ ДАЕТ ИСТИННОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ.
«СВОБОДА ДЛЯ», ИЛИ ПОЗИТИВНАЯ СВОБОДА - ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ВЗЯТЬ ПОД КОНТРОЛЬ СВОЮ ЖИЗНЬ И РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ. ТАКАЯ СВОБОДА – ВЕЛИЧАЙШИЙ ДАР.
Слайд 9
ВЫВОД: СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК,
НЕСУЩИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
СВОИ ПОСТУПКИ,
ИМЕЮЩИЙ ВОЛЮ ХАРАКТЕРА,
НЕ УЩЕМЛЯЮЩИЙ ПРАВА ДРУГИХ
ЛЮДЕЙ,
ИМЕЮЩИЙ ФИЗИЧЕСКУЮ И МОРАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ.
Слайд 10
Первое действие «Грозы»- знакомство читателя с семьями Дикого
и Кабановой - героев, олицетворяющих неволю.
Слайд 11
САВЕЛ ПРОКОФЬЕВИЧ ДИКОЙ
Савелий - обладатели этого имени противоречивые,
некоммуникабельные люди.
Дикой – дикий, дикость, антигуманизм, бесчеловечность.
Борис, племянник
Другие члены
семьи
Кудряш, конторщик Дикого
Кулигин: «…охота вам жить у него (у Дикого) да брань переносить».
Борис: «Уж какая охота, Кулигин? Неволя».
Шапкин: «Уж будто он тебя и не ругает?»
Кудряш: « Как не ругать? Он без того дышать не может!
Борис: «…когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!»
Кулигин, мещанин
«Надо стараться угождать как-нибудь».
Слайд 12
МАРФА ИГНАТЬЕВНА КАБАНОВА
(КАБАНИХА)
Марфа – госпожа, хозяйка.
Кабанова (Кабаниха)
- кабан, свинья, обман, подлость.
Тихон Кабанов, сын Кабанихи
Катерина, жена
Кабанова
Кабанов: «Я, маменька из вашей воли ни на шаг».
Катерина (о прошлом): «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле».
Слайд 13
КАЖДАЯ РОЛЬ В ПЬЕСЕ НЕ СЛУЧАЙНА.
ЛЮБОЙ ГЕРОЙ
ИМЕЕТ СВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, СВОЮ ФУНКЦИЮ,
ПОДОБНО ПАЗЛУ:
КОГДА ПАЗЛЫ ТОЧНО ПОДОБРАНЫ
И
НАХОДЯТСЯ НА СВОИХ МЕСТАХ, ОНИ ОБРАЗУЮТ ОДНУ КАРТИНКУ,
ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ, НЕСУЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ.
ОДИН ПАЗЛ ИЛИ КАРТИНКА, ГДЕ ЧАСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОТЕРЯНА, НЕ НЕСЕТ ИСТИННОГО СМЫСЛА.
Слайд 14
ПОЭТОМУ ВАЖНО ЗНАТЬ ОТНОШЕНИЕ КАЖДОГО ГЕРОЯ
ДРАМЫ «ГРОЗА» К
ВОЛЕ И НЕВОЛЕ, НАЙТИ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТОГО МОТИВА В КАЖДОМ
ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЛИЦЕ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ ПОДЛИННУЮ КАРТИНУ И ЗНАЧЕНИЕ «ВОЛИ -НЕВОЛИ», ИЗОБРАЖЕННОЕ ОСТРОВСКИМ.
Слайд 15
САВЕЛ ПРОКОФЬЕВИЧ ДИКОЙ
Типичный самодур, ущемляющий свободу и волю
других. Он чувствует свою власть над людьми и полную
безнаказанность, а потому творит, что захочет. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту, герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать (отсутствие силы воли).
Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит», «аспид».
Изливает желчь только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. Зато побаивается своего конторщика Кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о Кабанихе. Ее герой уважает, больше того, она единственная, кто понимает его.
Слайд 16
ненависть
«Согрешил-таки: изругал, так изругал чуть не прибил.
После прощения просил…»
Капитал развязывает руки герою, дает возможность
угнетать материально зависимых людей («Я отдам, отдам, а обругаю»).
«Кому своего добра не жалко?»
Отсутствие воли характера, ответственности делают и самого Дикого заложником неволи, и заставляют мучить других людей. Он и сам страдает от своей грубости, но не в силах что-то изменить.
ЖЕРТВА СОБСТВЕННОГО СВОЕВОЛИЯ
Слайд 17
Очень сильный и властный человек. Она религиозна, но
не верит в прощение и милосердие. Эта героиня вся
состоит исключительно из земных дел и интересов. Ее интересует соблюдение патриархального порядка и формы. Эмоциональная сторона, чувства интересуют Кабаниху в последнюю очередь.
Своей семьей, особенно сыном и его женой, недовольна. Она постоянно упрекает их, «поедом ест». Кабанова придирается к воображаемому охлаждению к ней сына, высказывает ревнивые замечания его жене. «Страх» и «приказ» - вот главное в домашнем укладе для Кабанихи, поэтому героиня не чувствует себя тираном: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Кабанова – хранитель патриархального уклада жизни, традиций предков. Однако действия полны эгоизма, поэтому Кабанова докучает нравоучениями сыну и его жене.
МАРФА ИГНАТЬЕВНА КАБАНОВА
Слайд 18
чувство долга
Понимает, что она сама далеко не безгрешна
и бывает виноватой («…ну и согрешишь, рассердишься».), однако упрекает,
угнетает других за их неправедные, по ее мнению, поступки.
«Ничего не знают, никакого порядка. Хорошо, что в доме старшие есть, ими дом-то и держится…»
По мысли героини, не ее дело рассуждать, хорошо или плохо. Нужно жить, как завещали отцы – это гарантия сохранения жизни и миропорядка вообще. Кабанова страшна не верностью старине, а самодурством «под видом благочестия».
«Ведь от любви родители строги к вам бывают…»
ЖЕРТВА СОБСТВЕННОГО ОБМАНА
Слайд 19
Добрый, хорошо образованный человек. Но он по своей
натуре слабый. Борис вынужден унижаться перед дядей, жить в
неволе, с одной стороны, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит, с другой – во имя счастья своей сестры и восторжествования справедливости. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, терпит дядины выходки. Борис неспособен бороться, чтобы «спасти» себя и любимую Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой нет, поэтому он не может облегчить страдания Катерины, поддержать ее выбор, увезя с собой.
БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ
Слайд 20
чувство долга
(слабость)
«Только одного и надо у бога просить,
чтоб она умерла поскорее…»
Неумение бороться, отстаивать свои права –
мягкость характера не приносит счастья герою . По воли дяди он за свой оскорбительный по отношению к семье Кабановых поступок отправляется «в Тяхту, к китайцам».
«…чтобы ей не мучиться долго!»
ненависть
любовь
ЖЕРТВА СОБСТВЕННОГО СЛАБОСТИ
Слайд 21
Отчасти Тихон похож на Бориса слабостью характера: не
может принимать собственные решения, делать так, как он сам
считает нужным – не может идти против воли матери. Его выбор – это житейские компромиссы. Он вынужден играть роль послушного сынка: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!» Его единственная отдушина (освобождение от неволи) – это поездки по делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине.
ТИХОН КАБАНОВ
Слайд 22
Избивает жену («Побил немножко…»)
«…да и то мать приказала».
Кабанов, по моему мнению, самый странный герой драмы: если
у каждого есть свои приоритеты и принципы, то он вообще полностью зависит от матери («Нет у меня, говорят, своего ума-то»), тем самым отравляя жизнь жене. И только в конце драмы просыпается в нем что-то похожее на протест:
«Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы….»
ненависть
чувство долга
(слабость)
любовь
«ЧЕЛОВЕК-МАРИОНЕТКА»
Слайд 23
Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно
искалечила девушку: она тоже не хочет жить по патриархальным
законам, которые проповедует ее мать, но, несмотря на сильный характер, Варвара не решается открыто протестовать против них. Ее принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Она хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.
ВАРВАРА КАБАНОВА
Слайд 24
любовь
«Делай, что хочешь…»
«…только бы шито да крыто было».
Слайд 25
КАТЕРИНА КАБАНОВА
Победи герой трагедии естественное влечение сердца… -
прости, счастье, простите радости и обаяния жизни!.. Последуй герой
естественному влечению своего сердца – он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести…
Белинский
Слайд 26
В девическом мире Катерины были те же порядки,
что и в мире Кабанихи. Просто в родительском доме
Катя занимала положение любимой дочери, а в доме Кабанихи – подчиненной невестки. Именно поэтому в ее прошлой жизни не было места принуждению и насилию. Катерину отдали замуж юной, судьбу ее решила семья. Тогда она воспринимала это естественно, ведь таков обычай. Катерина готова подчиняться, но подчиняться с уважением и любовью. Попав к Кабановым, она видит, что уважать и любить ей здесь некого. Со временем в душе Катерины рождается новое отношение к миру и к себе: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…» Оно проявляется в ее самостоятельном выборе - любви к Борису. Но эту проснувшуюся любовь религиозная девушка воспринимает как страшный грех, поэтому Катя всячески сопротивляется своему чувству, но ей не хватает сил и поддержки: «точно я стою над пропастью…, а удержаться мне не за что». Религиозность Катерины усиливается по мере развития сюжета. Героиня чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, связанным с ее «грешной» любовью: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». После своей измены мужу она кается всенародно в своем грехе без надежды на понимание и прощение. Именно полное отсутствие надежды толкает героиню на еще более тяжкий грех – самоубийство. Полная невозможность примирить свою любовь к Борису с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, куда ее заточила Кабаниха, убивает Катерину.
КАТЕРИНА КАБАНОВА
Слайд 27
Молодая Кабанова, выйдя замуж, попадает в «темное царство»,
становится заложницей неволи и несвободы. В чужом доме ей
нет спокойствия, она не чувствует себя счастливой, нужной кому-нибудь. Ее радуют лишь воспоминания о прошлом: о родном доме, где царили любовь и взаимопонимание. Катерина убеждена: «Люди не летают».
ВОЛЯ – НЕВОЛЯ
Слайд 28
Катерина – самый религиозный персонаж «Грозы». Ни один
день жизни Кати не проходит без молитв («…молюсь и
плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу».). Больше всего на свете она боится согрешить - предать Кабанова, а значит, боится идти против повелений свекрови. Все же она решается на встречи с Борисом втайне от Кабанихи и Тихона, тем самым, по ее мнению, совершая самый тяжкий грех.
Счастье – это грех?
Да, Катерина предает мужа. Но разве он заслуживает верности, уважения своей жены?
МОТИВ ГРЕХА
Слайд 29
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ
К сожалению, влюбляется Катя по-настоящему, всем
сердцем и душой, будучи уже замужем. И, конечно, плоха
и грешна та жена, что смотрит на других мужчин.
Текст: Венчается Катя с Кабановым не по своей прихоти, а по воле родителей.
Народная мудрость: «Браки совершаются на небесах».
Религия: Одним из признаков настоящей любви является жертвенность. (Чем Тихон жертвовал ради жены?)
«Любовь – это единение двух…»;
«Мы по-настоящему любим друг друга, мы – единая плоть».
Такой связи Катерины и Кабанова никогда не было.
Фактически, они – совершенно чужие люди.
Слайд 30
СЧАСТЬЕ КАТИ
«БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО, ТАК БЛИЗКО».
НО СЧАСТЛИВАЯ
ЛЮБОВЬ – ЧУВСТВО ВЗАИМНОЕ, КАК ИГРА В КОМАНДЕ: НАЛИЧИЕ
УСПЕХА И ПОБЕДЫ ЗАВИСИТ ОТ ВСЕХ ИГРОКОВ. НО ЛЮБОВЬ БОРИСА, ПО СРАВНЕНИЮ С ВЫСОКИМ ЛЮБОВНЫМ ПОЛЕТОМ КАТЕРИНЫ, - ВСЕГО ЛИШЬ БЕСКРЫЛОЕ УВЛЕЧЕНИЕ. ПОЭТОМУ КАТЕРИНЕ НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ, КАК ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ОСТАТЬСЯ «ВОЛЬНОЙ ПТИЦЕЙ», ЕЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ –НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В СЕМЬЮ КАБАНОВЫХ. ОНА НАХОДИТ СПОСОБ ОСТАВАТЬСЯ СВОБОДНОЙ - САМОУБИЙСТВО.
СМЕРТЬ – ЭТО ДОЛГОЖДАННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ?
Слайд 31
Действие первое. Явление седьмое.
Катерина Варваре: «Ох, девушка, что-то
со мной недоброе делается, чудо какое-то… Точно я снова
жить начинаю.
Недоброе («предательский» поступок Кати) сотворит чудо (самоубийство), после которого Катерина заново жить начнет – жизнь с чистого листа (освобождение).
Действие восьмое. Явление шестое.
«Высоко бросилась…
…должно быть, на якорь попала…
А точно, ребята, живая!..
Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».
Слово «бросилась» может указывать на движение вниз (прыгнула вниз в Волгу) или движение вверх (бросилась на шею - вверх). Сочетание «высоко бросилась» синонимично со вторым значением слова. Высоко бросилась – взлетела.
Якорь по форме напоминает крест, который по христианскому обычаю ставят при похоронах. Крест в земле - якорь в вводе. В русских сказках люди часто обращаются к воде, к речке, с просьбой спасти от злых преследователей – и та укрывает их. Крест в земле - якорь в вводе – защита от «темного царства».
«Народное православие» прощало людям при особых обстоятельствах даже грех самоубийства, а порой таких людей причисляли к разряду святых.
Слайд 32
ВЫВОД: РАССМАТРИВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЯ МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ –
ЗНАЧИТ ВНИКАТЬ В ЛЮБУЮ ИЗ ПРОБЛЕМ ТЕКСТА БОЛЕЕ ГЛУБОКО
И ТОЧНО, ТАК КАК, ВО-ПЕРВЫХ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВА МОГУТ ВОЗНИКАТЬ НА АССОЦИАТИВНОМ УРОВНЕ, ВО-ВТОРЫХ, ИМЕННО СОЧЕТАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ МОТИВОВ УКАЗЫВАЮТ НА СВЯЗЬ МЕЖДУ ДЕЙСТВИЯМИ И ПРИЧИНАМИ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОЦЕНКЕ ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Слайд 33
Как было выше сказано, некоторый мотив повторяется в
тексте множество раз в новых вариантах, очертаниях. При этом
в роле мотива может выступать любой действие, любое смысловое «пятно», событие, черта характера, элемент ландшафта, слово, звук, краска.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ МОТИВА «ВОЛЯ-НЕВОЛЯ» В ОДНО ЦЕЛОЕ
ОБЪЕДИНИМ В ОДНО ЦЕЛОЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДАННОГО МОТИВА НА ПРИМЕРЕ КАТЕРИНЫ КАБАНОВОЙ
Слайд 34
Действие первое. Явление пятое.
На очередные необоснованные упреки со
стороны свекрови Катерина спокойно, неискренне, как выяснится далее, отвечает:
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…»
Действие первое. Явление шестое.
Кабанов: «Вот видишь ты, вот всегда мне из-за тебя достается от маменьки!»
Катерина: «Чем же я-то виновата?»
Кабанов: «Кто ж виноват, я уж не знаю».
Если представить «темное царство» самой настоящей тюрьмой, необоснованные упреки Кабанихи и мужа – обвинительным приговором, а мотив «Греха» рассматривать как преступление, то можно сделать вывод: Катерина – заключенный, отбывающий наказание за несовершенное преступление - Катерина терпит упреки и за несовершенные проступки.
«НЕВОЛЯ» – ПОСТОЯННЫЕ УПРЕКИ, НЕДОВОЛЬСТВА, УНИЖЕНИЯ.
Слайд 35
Действие первое. Явление седьмое.
«Отчего люди не летают так,
как птицы? Я жила, ни об чем не тужила,
- говорит героиня, - словно птичка на воле».
Прошлое героини приносит ей множество положительных воспоминаний: свобода – вот, что самым главным было в ее жизни! А теперь, живя с мужем и свекровью, она «как в клетке».
Действие второе. Явление второе.
«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».
«НЕВОЛЯ» - ДУХОВНЫЙ МИР ГЕРОИНИ.
Слайд 36
Явление второе. Действие четвертое.
Чтобы Кате было легче «терпеть,
пока терпится» во время отъезда мужа, она просит Тихона:
«Возьми с меня какую-нибудь клятву страшную…» , на что тот отвечает: «Я и случать не хочу».
Явление второе. Действие девятое.
Варвара: «В саду есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет».
Эта «страшная клятва» сопоставима с ключом Кабанихи: ключ должен ограничивать физическую свободу, «страшная клятва» - духовную («…чтобы и думать я не смела ни о ком…»). Муж не придает особого значения столь странной просьбе жены, Варвара забирает втайне ключ от матери – все способствует тому, чтобы встреча Бориса и Катерины произошла.
Слайд 37
Явление третье. Сцена 2. Действие второе.
Борис: «Девушка
какая-то остановила меня, сказала, чтобы я именно сюда пришел,
сзади дома Кабоновых, где тропинка».
УЕЗД МУЖА, КЛЮЧ В РУКАХ ЕКАТЕРИНЫ, ТРОПИНКА – ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКАЮЩЕГО МОТИВА «ВОЛЯ».
Сзади дома Кабановых, то есть вне заточения, за оградой, за невольными стенами, есть тропинка , которая, с одной стороны, ассоциируется с дорогой, ведущей из неволи, с другой – с новой, светлой полосой жизни (черная полоса сменяется рано или поздно белой) .
И не случайно именно здесь, около тропинки случается встреча Катерины и Бориса.
Слайд 38
Явление второе. Действие девятое.
«(Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить
его? (Прячет ключ в карман.) Будь, что будет,
а Бориса я увижу.»
«НЕВОЛЯ» ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ УГАСАЕТ, ПЕРЕРАСТАЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ЕМУ МОТИВ.
Приняв данное решение, Катерина освобождается «от тяжести оков».