Слайд 3
Тема урока:
Поэма А.Ахматовой «Реквием»
«Я была тогда с
моим народом…»
Слайд 4
Цели урока:
1.Познакомиться с поэмой «Реквием».
2. Учиться понимать авторскую
позицию на основе анализа поэмы.
3.Понять, как история страны преломляется
и отражается в творчестве поэта.
Слайд 5
РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
- (по
начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis -
Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.
РЕКВИЕМ | Толковый словарь Ожегова
1. У католиков: богослужение по умершему.
2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное
музыкальное произведение.
Реквием
Reguiem
Комментарий
Слайд 7
История создания поэмы
Поэма написана в 1935-1940гг.
Один из почитателей Ахматовой вспоминает:
«Как же Вам
удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?»
Она ответила:
«А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».
Слайд 8
В 1962 году, когда все стихи были записаны
на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть
11 человек, и никто меня не предал».
В1963 году поэма была опубликована за границей.
В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)
Слайд 9
Композиция
поэмы
Эпиграф (1961)
Вместо предисловия (1957)
Посвящение (1940)
Вступление
(1935)
Основная часть
I.«Уводили тебя на рассвете…» (1935)
II.« Тихо льётся тихий
Дон…» (1938)
III.« Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)
IV.« Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)
V.« Семнадцать месяцев кричу…» (1939)
VI.« Лёгкие летят недели…» (1939)
VII. Приговор (1939)
VIII. К смерти (1939)
IX.« Уже безумие крылом…» (1940)
X. Распятие
1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)
2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)
Эпилог
1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)
2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)
Слайд 10
«Это была трагедия народа, а у вас –
только трагедия матери и сына»
(А. Солженицын)
Трагедия народа
или
трагедия матери и сына?
Проблемный вопрос:
Слайд 11
Вместо предисловия
В страшные
годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957
Ленинград
Слайд 12
Комментарий
«В страшные годы ежовщины…»
Николай Иванович Ежов – нарком
внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины
страшны жестокими репрессиями.
Слайд 13
Вместо предисловия
В страшные
годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957
Ленинград
Слайд 15
Какие художественные средства помогают описать материнское горе?
эпитеты
сравнения
антитеза
Тюремные затворы
смертельная
тоска
постылый скрежет
шаги тяжелые
по столице одичалой
невольные подруги осатанелых лет
«каторжные норы»
Подымались
как к обедне ранней
мертвых бездыханней
словно с болью жизнь из сердца вынут
словно грубо навзничь опрокинут
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Слайд 16
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как
в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
А.С.Пушкин
«Во
глубине сибирских руд…»
Слайд 17
Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце
света».
Библейские образы и мотивы в поэме
Слайд 18
В книге Исайи сказано:
«Горы сдвинутся и холмы
поколеблются…»
В «Откровении Иоанна Богослова» читаем:
«И небо скрылось, свившись как
свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»
Слайд 19
Вступление
«И под шинами чёрных марусь…» - черная
маруся - то же самое, что черный ворон, машина
для перевозки арестованных
(от англ.Blaсk Maria)
Комментарий
Слайд 20
С помощью каких художественных средств Ахматова создает
образ
города?
метафоры
Песню разлуки паровозные пели гудки
Безвинная корчилась Русь
Звезды смерти стояли
над нами
сравнение
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград
эпитеты
Безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
Под шинами черных марусь
Слайд 21
«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.
«Пятый
Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба
на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»
Библейские образы и мотивы в поэме
Слайд 22
Лирическая героиня
Автор поэмы Страдающая мать
Слайд 23
Фольклорные традиции в поэме
Плач – старинная обрядовая песня
на похоронах, поминках, свадьбах.
В первой главе – это
плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.
Слайд 24
Комментарий
«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями
выть…»
Слайд 25
Как связан плач матери с фольклором во второй
главе?
Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня,
в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.
Слайд 26
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой
грешнице,
Что случится с жизнью твоей –
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Комментарий
Кресты - тюрьма в Ленинграде
Слайд 28
Комментарий
«…верх шапки голубой и бледного от страха управдома»
– сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске
и аресте было обязательным присутствие управдома.
Слайд 30
Библейские образы и мотивы в поэме
Близость «Распятия»
к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом
к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».
В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».
Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию.
Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».
Слайд 33
Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы.
Какие художественные
средства использованы для этого?
Слайд 34
Анафоры
Как из-под век выглядывает страх…
Как клинописи жёсткие страницы…
Как
локоны из пепельных и чёрных …
И ту, что едва
до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Ни около моря, где я родилась…
Ни в царском саду…
Забыть громыхание чёрных марусь…
Забыть, как постылая хлопала дверь…
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Слайд 35
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник
мне …
…здесь, где стояла я триста часов
И где для
меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
Слайд 36
Эпиграф
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под
защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там,
где мой народ, к несчастью, был.
1961
Слайд 37
«Это была трагедия народа, а у вас –
только трагедия матери и сына»
( А.Солженицын)
Трагедия матери и сына или
трагедия народа?
Проблемный вопрос: