Слайд 2
ПОЭМА -
лиро-эпический жанр большого объема.
Слайд 3
ЭПОПЕЯ -
художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи
в жизни страны и народа
Слайд 4
КОМПОЗИЦИЯ«календарная»
«Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)
«Поп»
- «А время уж нераннее,подходит месяц май»
«Сельская ярмонка» -
«Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)
«Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)
Слайд 5
«Пир на весь мир» - сенокос
кончается (ранняя
осень)
«Крестьянка» - жатва
Задуманная петербургская часть должна была происходить
в зимнее время
(
Слайд 6
Художественное пространство
Подтянутая губерния
Терпигорев уезд
Пустопорожняя волость
Зрелище бедствий народных
Невыносимо,
мой друг!...
Н.А.Некрасов
Названия губерний,
уездов,волостей,
деревень говорят о бедственном положении
народа
Слайд 7
Заплатово
Разутово
Горелово
Дырявино
Знобишино
Неелово
(Неурожайка)
село Кузьминское
«Сельская ярмонка»
Вахлаки
«Последыш»
Наготино
Клин
«Крестьянка»
«Пир на весь
мир»
Мотив дороги
Слайд 8
Пролог
1. Сколько мужиков сошлись
на «столбовой
дороженьке»?
2. О чём затеяли спор?
3. Какие
сказочные помощники
появляются в «Прологе»?
Как в дальнейшем они будут помогать странникам?
4. Какой зарок дали крестьяне?
Слайд 9
За спором мужики не замечают, что дали крюк
в
тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно,
мужики разводят костёр
и за водкой продолжают
спор, который перерастает в драку. Но и драка не
помогает разрешить волнующий вопрос.
Слайд 10
Решение находится неожиданно: один из мужиков,
Пахом, ловит птенца
пеночки. Чтобы освободить
птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где
найти
скатерть самобранную. Теперь мужики обес-
печены хлебушком, водкой, огурчиками, квасом и
чаем. Да к тому же скатерть самобранная будет
чинить и стирать их одежду!
Слайд 11
Программа поисков счастливого
1.Помещик +
2.Чиновник
3.Священник (поп) +
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь
Слайд 12
Глава «Поп»
Нашли ли мужики счастливого в этой
главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли
это?
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Слайд 13
Счастье - «покой, богатство, честь»
1.Покой: «как достаётся грамота
поповскому
сынку»,
«болящий, умирающий, рождающийся
в мир не избирают времени»,
«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда
зовут!»
«Нет сердца, выносящего без некоего
трепета предсмертное хрипение,
надгробное рыдание, сиротскую
печаль»
Покой — жизнь без душевных затрат без занятий
— хлопотливых, хотя и нужных другим
Слайд 14
2.Почёт: «Кого вы называете породой
жеребячьею?»
«О ком слагаете вы сказки
балагурные,
и песни непристойные,
и всякую хулу?»
«Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого -
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: «го-го-го»
Честь — желание всеобщего уважения
Слайд 15
Богатство: в прошлом, когда господа были
богаты и щедро
платили за службу во время
рождения, крестин, свадеб и похорон,
священникам жилось хорошо.
«Плодилися и множились
И нам давали жить...»
Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны:
«...мирские гривенки,
Да пироги по праздникам,
Да яйца о Святой»
С такого не разбогатеешь.
«...не брать, так нечем жить»
Богатство — мечта о богатствах, полученных в
«подарок»
Слайд 16
Вывод, глава «Поп»
Некрасовский поп вызывает симпатию. Это
неглупый,
незлой, ответственный человек.
Труд его нелёгок и беспокоен, а
вознаграждение
бывает мизерным.
Может ли Некрасов сочувствовать
этому сословию?
Возможно, в среде простого духовенства
было немало честных, добросовестных,
и образованных людей. Своим словом
они и просвещали, и лечили
Слайд 17
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам
быть счастливыми?
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ
жизни? Какова его композиционная роль в главе?
Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
Глава «Сельская ярмонка»
Слайд 18
В начале главы — весенний пейзаж, каким его
видит
крестьянин
Это образ земли, лишённый жизни, - «зелени ни
травки, ни
листа», «лежит под небом пасмурным,
«как мертвец без савана», «печальна и нага».
Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездолен-
ности,горя.
Слайд 19
Некрасов стремится дать
читателю полные сведения о русском народе,
о тех процессах, которые
происходили в духовной жизни крестьянства
после реформы 1861 года.
Картина 1.Богатство красок(пестро, красно
кругом; рубахи всех цветов, платья красные;
косы с лентами). Безудержная весёлость,
жизнерадостность, царящие на ярмарке
(«играет солнце вешнее, хмельно, горласто,
празднично»)
Картина 2. Глаголы: шумит, поёт, ругается,
качается, валяется...- передают поведение
народа на празднике; сравнения( не ветры
воют буйные, не мать-земля колышется)
заставляют почувствовать размах, удаль,
силу молодецкую, проявляющуюся даже в
гульбе.
Слайд 20
Картина 3. Художественные детали (песня
хором грянула, согласная, складная,
и
катится она «широко», «вольно») говорят
о талантливости, чуткости
и душевной силе
народа.
Картина 4. Крестьянин Вавила -
Павлуша Веретенников
Картина 5.Веселье переходит в ничем не
сдерживаемое пьянство
Вывод:Сознание народное сложное и
противоречивое. Это народ — труженик,
талантливый,чуткий, умный.
Но и:невежественный, тёмный, смиренный,
пьющий народ
Слайд 21
Глава «Пьяная ночь»
Яким Нагой
В деревне Босове
Яким Нагой
живёт,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт!
-так определяет
себя сам персонаж.
В поэме ему доверено выступить в
защиту народа от имени народа.
Живёт — с сохою возится,
А смерть придёт Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...
...у глаз , у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
...шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо.
В образе неразделимость человека и
природы, единство труженка с землёй.
Слайд 22
Биография Якима не совсем типична для
крестьянина, богата
событиями:
Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С
купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
Во время пожара большей части своего добра,
поскольку первым делом бросился спасать
картиночки, которые купил для своего сына:
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Однако и в новом доме герой принимается
за старое: покупает новые картинки.
Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его
твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная
ночь» Яким Нагой произносит монолог. где
его убеждения сформулированы предельно
отчётливо: каторжный труд, результаты
которого достаются трём дольщикам(Богу,
царю и господину), а подчас и вовсе
уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета –
всем этим оправдываеся мужицкое пьянство.
Слайд 24
Глава «Счастливые»
Мужики не теряют
надежды найти людей,
которым живётся
весело
на Руси. Но даже за
обещание даром поить
счастливцев им
не
удаётся найти таковых.
Ради дармовой выпивки
счастливцами готовы объявить себя и
надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший
дворовый человек, сорок лет лизавший
у барина тарелки с
лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.
Слайд 25
1. Дьячок уволенный
Счастье
В благодушестве…
Коль обогреет солнышко
Да пропущу косушечку
Слайд 26
2. Старуха старая
Счастье
Что у нее по осени
Родилось реп
до тысячи
На небольшой гряде
Слайд 27
3. Солдат с медалями
Счастье
В двадцати сражениях
Я был,
а не убит!
Ходил ни сыт, ни голоден,
А смерти не
дался!
За провинности нещадно бит,
А хоть пощупай – жив!
Слайд 28
4. Каменотес-олончанин
Счастье
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь к полуночи
Так
гору сокрушу!
Слайд 29
5. Мужик с одышкою
Счастье
… по счастию
И я добрел
на родину,..
И легче стало мне
Слайд 30
6. Дворовый человек
Счастье
Я был любимый раб,
Жена – раба
любимая
Слайд 31
7. Крестьянин-белорус
Счастье
А счастье наше в хлебушке:
Жую – не
нажуюсь
Слайд 32
8. Мужик со скулой свороченной
Счастье
Троих моих товарищей
Сломали мишуки,
А
я живу, бог милостив!
Слайд 33
9. Оборванные нищие
Счастье
Нас у порога лавочник
Встречает с подаянием
Слайд 34
ВЫВОД
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями..
Слайд 35
Ермила Гирин
Реальный прототип этого персонажа -
крестьянин
А.Д.Потанин (1797 — 1853),
управляющий по доверенности имением графини
Орловой,
которое называли Одоевщиной
( по фамилии бывших владельцев — князей
Одоевских), а крестьяне перекрестили в
Адовщину.
Потанин прославился необычайной
справедливостью.
Некрасовский Гирин своей честностью стал
известен односельчанам ещё в те пять лет,
что служил писарем в конторе
Худую совесть надобно -
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.
Слайд 36
Особенно стал люб народу, когда взял в аренду
мельницу.
Когда же мельницу решили продать,
Гирин выиграл торги, но у
него не оказалось
денег внести задаток. И тогда «чудо
сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, к
которым он обратился за помощью.
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Через неделю времени
Ермил на этой площади
Рассчитывал народ.
Слайд 37
ТЕСТ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» Н.
НЕКРАСОВ
Обвести кружком номер правильного ответа
1.ГОДЫ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»:
1) 1837-1841 2) 1863-1877 3) 1821-1877 4) 1866-1871
2. В 1843 ГОДУ Н, НЕКРАСОВ В ПЕТЕРБУРГЕ ВСТРЕТИЛСЯ С :
1) Белинским 2) Добролюбовым 3) Чернышевским 4) Пушкиным
3. САМЫЕ БОЛЬШИЕ СПОРЫ ИСССЛЕДОВАТЕЛИ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» ВЕДУТ ПО ПОВОДУ:
1) сюжета 2) композиции 3) прототипов 4) жанра
4. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»:
1) роман 2) баллада 3) эпопея 4) драма
Слайд 38
5. ДЕЙСТВИЕ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
ПРОИСХОДИТ
1) в Москве
2)в Калинове
3)«в каком селе – угадывай»
4) в
Петербурге.
6. В центре Некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
1). собирательный образ русского дворянства;
2). собирательный образ русского крестьянства;
3). царь и его приближённые
7. СВОЕОБРЗИЕ НАРОДНОСТИ Н.А. НЕКРАСОВА
1) в изображении проблем и чаяний народа
2) в идее свержения крепостнических порядков , в постановке вопросов общественной значимости и разрешении их в интересах народа
3) во включении в свои произведении фольклорных мотивов.
Слайд 39
8. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
1) в рот яблока до Спаса не
беру А) постоянные эпитеты
2) не в бровь, а прямо в глаз Б) метафора
3) сыра-земля - кормилица В) поговорка
9 .СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ - ЭТО
□-всех
□-единство
□-художественное
□- средств
□- жизни
□- изображение
□- писателя
□- в произведениях