Слайд 2
Гипотеза: поэзия С.А. Есенина неразрывно связана с музыкой.
Средства выразительности в музыке усиливают действие литературных средств художественной
выразительности.
Цели: привлечение внимания к поэзии С. А. Есенина, создание песни на стихотворение С. А. Есенина при помощи материалов проекта
Задачи: проанализировать стихотворения, на которые написаны песни, вошедшие в альбомы «Душа поэта» и «Смерть поэта» Алексея Горшенева, проанализировать музыкальную составляющую песен, вошедших в альбомы «Душа поэта» и «Смерть поэта» Алексея Горшенева, изучить критические статьи по творчеству С.А. Есенина, проанализировать критическую прозу С. А. Есенина, изучить воспоминания современников о С. А. Есенине, изучить интервью, данные Алексеем Горшеневым в рамках презентации альбомов «Душа поэта» и «Смерть поэта», а также концертной программы «Жизнь поэта».
Слайд 3
«Душа поэта»:
1. «Грубым дается радость»
2. «Дорогая» («Вечер
чёрные брови насупил…»)
3. «Мне осталась одна забава»
4.
«Шальная жизнь» («Письмо к женщине…»)*
5. «Чёрный человек»*
6. «Скрипка-Метель» («Плачет метель, как цыганская скрипка…)
7. «Жить нужно легче!» («Свищет ветер, серебряный ветер…»)
8. «Поэт»*
9. «Не люблю тебя!» («Не криви улыбку, руку теребя…»)
10. «Письмо от матери»
11. «Отрекаюсь скандалить» («Заметался пожар голубой…»)
12. «Мертвец» («Я усталым таким ещё не был…»)
Слайд 4
«Смерть поэта»:
1. «Не ругайтесь!»
2. «Костёр»
3. «Отрава»*
4.
«Капли»
5. «Ответ матери»
6. «Мне грустно»
7. «Далеко
весёлая песня»
8. «Мы теперь уходим»
9. «Покойник»
10. «Исповедь самоубийцы»
11. «Не жалею»
12. «Несказанное»
Слайд 5
Характерные черты песен, вошедших в альбомы «Душа поэта»
и «Смерть поэта»:
1. Многие из них не пропеваются, а ритмично
проговариваются под музыку.
2. Основная мысль, которая в стихах С.А. Есенина чаще всего высказывается в первых или последних абзацах, вынесена в припев – часть песни, повторяемую после каждого ее куплета.
3. Многие из композиций начинаются лирично, протяжно, при дальнейшем развитии песни увеличивается темп и/или инструментальное многообразие.
4. Характерный темп для этих альбомов –allegro(оживленно). Именно в нем написано большинство композиций.
5. Наиболее личные для С.А. Есенина части стихотворения – посвященные семье, размышлениям о судьбе, смерти, поются с минимальным инструментальным сопровождением или совсем без оного – a-capella.
6. Особое внимание в композициях, вошедших в альбомы «Душа поэта» и «Смерть поэта» уделено такой детали, как фоновые звуки.
7. Относительная примитивность музыкальной составляющей – простота мелодии, небольшой диапазон, бедность гармонии.
Am
Он бледен. Мыслит страшный путь.
F Am
В его душе живут виденья.
C Am
Ударом жизни вбита грудь,
F Am
А щеки выпили сомненья.
Dm C
Быть поэтом - это значит то же,
Am
Если правды жизни не нарушить,
Dm C
Рубцевать себя по нежной коже,
Am
Кровью чувств ласкать чужие души.
Dm C
Быть поэтом - значит петь раздолье,
Am
Если правды жизни не нарушить,
Dm C
Кровью чувств ласкать чужие души.
Слайд 7
Черный человек:
Am
B
Друг мой, друг мой,
Dm
Am
Я очень и очень болен.
Am B
Сам не знаю,
Dm Am
Откуда взялась эта боль.
Am B
То ли ветер свистит
Dm Am
Над пустым и безлюдным полем,
Am B
То ль, как рощу в сентябрь,
Dm Am
Осыпает мозги алкоголь.
Am
Чёрный, чёрный человек,
Am
Чёрный, чёрный человек,
Am
Чёрный, чёрный человек,
Aadd11+
На кровать ко мне садится.
Am
Чёрный, чёрный человек,
Am
Чёрный, чёрный человек,
Am
Чёрный, чёрный человек,
Aadd11+
На кровать ко мне садится.
C
Годы молодые с забубенной
славой,
G Fm
Отравил я сам вас горькою отравой.
E C
Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,
G Fm
Были синие глаза, да теперь поблекли.
…
Наклонились и хрипят: "Эх ты, златоглавый,
Отравил ты сам себя горькою отравой.
Bm A F#m G
Bm A
Мы не знаем, твой конец близок ли, далек ли, -
F#m G
Синие твои глаза в кабаках промокли.
Слайд 9
Шальная жизнь:
A
F#m
D
Помнишь, помнишь, помнишь,
C# F#m D A C#
ты всё, конечно, помнишь, помнишь, помнишь,
ты всё, конечно, помнишь.
A
Вы помните,
C# F#m
Вы всё, конечно, помните,
D
Как я стоял,
A C#
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
…
A F#m
Любимая!
C# D
Вы меня не любили.