Слайд 2
Цель нашего проекта:
Стремление показать единство Митты и его
лирического героя.
Слайд 3
Задача проекта:
Представление необычайно реального лирического
героя Митты.
Слайд 4
Краткая аннотация
В суматохе нашего жестокого мира мы часто
забываем имена истинных ценителей и носителей народной культуры. Одно
из этих светлых имен – Василий Митта. Мы стараемся приобщиться к народной культуре через жизнь и творчество человека удивительной и яркой судьбы.
Зеркальным отражением того, что происходило с Миттой, его чувств и переживаний являются созданные им герои и образы.
В конце работы вы убедитесь в том, что лирический герой Митты менялся вместе с автором. Если в начале творчества лирический герой вспыльчив и подвержен кипению бурных страстей, то в поздней лирике он внутренне собран, внешне спокоен и умудрен богатым жизненным опытом.
Слайд 5
Введение
Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее
светлых имен в чувашской поэзии. Жизненный путь поэта не
был легок и прост, достигнув в середине 30-х годов своей творческой зрелости, он разделил со многими представителями народной интеллигенции трагедию 37 года, и был оторван от родины на 17 лет. Однако эти тяжелые годы не сломили поэта, не отвратили его от творческого призвания. После всех перенесенных страданий Митта по праву писал:
Мой голос, закаленный болью,
Вновь так же чист, как звенящая сталь!
Целью настоящей работы является попытка проследить изменения в душе, мировосприятии лирического героя поэзии В. Митты в различные годы творчества, включая юношеские стихи и произведения последних лет, увидеть единство и противоречие художественного мира поэта и мира реальной действительности, в которой жил и творил мастер слова, понять и показать “суть нравственно-творческого подвига”, “нежного чувашского лирика, мятежника мысли, сократического философа” через его слово и образ лирического героя.
Анализ и осмысление текстов лирических произведений Василия Митты, литературоведческих и критических работ о творчестве поэта, исследований и воспоминаний о его жизни явились основными способами и методами нашего исследования.
Слайд 6
Ранняя лирика 1924 – 1937
Раннему периоду
творчества поэта присущи пьянящее чувство молодости, весенний настрой души.
Новое понимание прекрасного порождало новую поступь стиха.
Поэма “В угаре” - это яркое по образам, по обнажённости чувств и их незащищённости произведение, в котором поэт и лирический герой, составляющие неделимое целое, задумываются о судьбе чувашей, связывают её с предками – булгарами, скорбят об ассимиляции родного народа.
Слайд 7
Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося
в литературу?
В стихотворениях 1926-1930 годов вырисовывается
яркая личность дерзкого неуемного юноши-поэта, он восторгается своей молодостью, порою утопая в неожиданных взрывах чувств. Он полон надежд и сил для борьбы со старым во имя нового жизнеустройства.
Молодость ─ звонкое имя,
Молодость яркая радуга,
Молодость, говорят, молния.
Но молнии мир не рассечь,
Молодость отрежет, отмерит.
Слайд 8
Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия
Родины:
Родина, Родина, я снова в тебе.
Пламенная песнь для тебя
лишь звучит,
От тебя не уйду я в далекую чужбину,
Сердце мое никогда не полюбит чужое.
Обращаясь к Родине, он требовательно спрашивает:
Чувствуешь ли ты: наше сердце
Для тебя лишь стучит,
Для тебя лишь горит.
Слайд 9
Настроение и душа лирического героя видны в стихах:
Эх
душа ─ разгульная душа,
Разгулявшись, погулять ли,
Не сдерживая силу?
Эй, ты,
солнышко
Не поймать ли,
Не знать ли мне тебя?
Эх, ребятушки, простите,
Буйны мысли в голове…
Простите и угомоните
Своего разгульного поэта.
Слайд 10
После ссылки 1937 - 1954
После возвращения Василия Митты
из семнадцатилетнего заключения появился цикл из семнадцати стихотворений, в
которых автор показывает свои личные переживания и чувства. Но в то время нельзя было открыто писать о перенесенных страданиях, виновницей которых была власть. Но Митта ищет способ донести до читателей свои размышления и находит образ Таэра Тимкки, реального революционера Тимофея Семёнова, пострадавшего от царской власти, в уста которого поэт и вкладывает свои слова и мысли. В чувствах и сознании читателя возникает единый образ, воплотивший в себе образы автора и лирического героя.
Его лишили писем, свидания лишили.
Ни книги, ни бумаги поэт не видит год.
Что может страшнее? – Враги его решили –
Одумается скоро... или с ума сойдёт.
Он борется с врагами, и не страшны запоры,
Им начатое дело продолжили друзья!
Пускай кричит тюремщик: “Согнись, согнись покорно!”
Он глуп! Не гнётся песня. Её сломить нельзя!
Слайд 11
Творчество этого периода обогащает чувашскую поэзию неуемной созидательной
энергией, несгибаемостью крылатого духа, необычайно искренней и теплой интонацией
душевности, незапятнанной верностью и нерасторжимой преданностью народу своему, языку родному, Родине, народным и общечеловеческим идеалам.
Не пылает агат на руке моей, словно звезда.
Не нужны мне богатства – были б родичи вместе всегда.
И большое иссякнет, и малого хватит порой.
Есть ли горе горче – по миру пойти сиротой.
Что свернёт меня с дороги, что собьёт с пути?
Только лёгкого богатства мне не дай найти!
Злато мира – это наши слёзы и труды.
Не ищи их, не завидуй, не ищи беды!
Удаль есть, сила есть! Ну, так что же молчишь ты, подруга?
Засвистеть ли и мне, словно эта бездомная вьюга?!
Пусть нас конь понесёт на невидимых крыльях сквозь тучи!
Пусть наш недруг клянёт нас, желая беды неминучей!
Слайд 12
Нельзя не восхититься и не принять простые и
беспредельно “мудрозначные” слова стихов, обращённые к любимой героя.
Мы простимся
с тобою без слов,
По-солдатски с тобою простимся.
Путь по звёздам далёк и суров,
Друг до друга мы не докричимся.
Слайд 13
Поздний период
Он (Митта и его лирический герой) долго
мечтал о свободе и потому смотрел на жизнь, на
людей с радостью, с детской непосредственностью, чистыми глазами. Голос вернувшегося на родину поэта “становился сильнее и твёрже с каждым днём…”. “На фоне многочисленных бледных стихов последнего времени отрывки из незаконченной поэмы “Таэр”, лирические миниатюры (“В моём старом саду”, “Благодарю тебя”, “Волжская песня”, “Бульвар Иванова” и другие стихи, что успел написать Митта (к сожалению их немного) – “сверкают подлинными жемчужинами нашей поэзии”.
Слайд 14
Каким предстаёт читателю лирический герой позднего Митты?
Можно
ответить очень коротко одной строчкой из стихотворения “Осенняя краса”:
Лик
его спокоен и чист.
Он полон сил и желания жить, отвергая смерть и забвение, воспевая жизнь и творчество:
Поэт, не поминай о смерти,
Жизнь эта – вечная краса.
Если жизнь прошла не впустую,
И после смерти живёт человек
Слайд 15
В его душе – тоска по прошлому, легкая
грусть о пройденной юности, беспечности:
Беспечные были, бездумно бродили
Протаптывали набережную
Волги
Кто думал, кто в это верил -
Что самое дорогое – юные годы.
Он – поэт, не мог не сказать о поэте, оценивая и предостерегая художников слова:
Мучителен творчества миг –
Не знающий этого творец – наивен (глуп)…
Не ходи, поэт, ты криво ─ косо
В твоих руках – не побрякушки (бубенцы).
Слайд 16
Он нашёл самое ценное в жизни – это
согласие, дружба и творчество.
Неиссякаемое согласие
Пусть охраняет наш союз!
Из-за пустого
слова, ерунды
Не терять бы нам друг друга.
Новый год – новое творчество
Тамадою будь в пиру.
Силы мне давал, когда я уставал,
Голос подавал, когда я мыслями терялся,
Иль как летний тёплый дождь при солнце нежно
Позволял напиться, когда душа вся иссыхала…
И не зря с поклоном я хочу сказать:
У чувашей слово есть одно хорошее –
Пусть друг будет лучше тебя!
Слайд 17
Поздний Митта восходит к самым крутым вершинам поэтического
духа. Он пишет о трагическом (в стихах, которые можно
назвать “лагерными”), но без всякого надрыва, честно и мужественно, с мудрой горечью. Но недолгой оказалась осень поэта и её поздняя краса, не выдержало сердце.