Слайд 2
Серебряный век русской поэзии
И серебряный месяц ярко
Над серебряным
веком стыл…
А. Ахматова
(«Поэма без героя»)
1890 – 1917
Слайд 3
«Серебряный век» -
проявление духовного и художественного ренессанса,
знаменующего взлёт русской культуры конца 19 – начала 20
веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение феномена «серебряный век»
Слайд 4
Расцвет науки и культуры:
Философия: Н. Бердяев, В.
Соловьёв,
П. Флоренский;
наука: И. Павлов, А. Попов;
живопись:
И.Репин, М. Врубель, М. Нестеров, К. Петров-Водкин, группа «Мир искусства» (В. Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, В. Кустодиев); театр: - Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, М. Чехов, В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Качалов;
музыка: А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский.
Слайд 5
Символизм – одно из модернистских течений русской поэзии
рубежа веков (1890 – 1910)
Основные принципы символизма:
- искусство
«постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов),
возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В. Иванов),
поэзия – «тайнопись неизречённого» (В. Иванов), выражение движений души поэта;
- символ (греч. – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта, использование звуковых и ритмических средств поэзии.
Слайд 6
Символизм. «Старшие символисты».
Д. Мережковский
(1866 – 1941)
(портрет
И. Репина)
З.
Гиппиус
(1869 – 1945)
(портрет И. Репина)
К. Бальмонт
(1867 – 1943)
(портрет
И. Репина)
В. Брюсов
(1873 – 1924)
(портрет
М. Врубеля)
Слайд 7
Младшие символисты («Младосимволисты»)
А. Белый (Б.Н. Бугаев)
1880 – 1934)
Портрет
Петрова-Водкина
А. Блок
(1880 – 1921
Портрет К Сомова
Вяч. Иванов
(1866 –
1949)
Портрет К. Сомова)
Слайд 8
«Символ – окно
«Символ только
в бесконечность» (Ф. Сологуб) тогда истинный
символ, когда он
неисчерпаем и
беспределен»
(В. Иванов)
СИМВОЛ
Недосказанность,
утаённость смысла
Расчёт на читателя,
(творца, соавтора)
Слайд 9
Стихотворение В. Иванова «Любовь»
Мы – два грозой зажжённые
ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы – два в ночи летящих
метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!
Мы – два коня, чьи держит удила
Одна рука, - одна язвит их шпора;
Два ока мы единственного взора,
Мечты одной два трепетных крыла!
Мы – двух теней скорбящая чета
Над мрамором божественного гроба,
Где древняя почиет Красота.
Единых тайн двуглавые уста
Себе самим мы – Сфинкс единый оба,
Мы – две руки единого креста.
Слайд 10
Акмеизм (греч. аkme – высшая степень чего-либо)
Модернистское течение,
сформировавшееся как реакция на крайности символизма
Основные принципы
Отказ от
мистической туманности,
принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности,
предметность и четкость образов, отточенность деталей
Слайд 11
Издательство «Скорпион»
Альманах «Северные цветы»
Журналы: «Весы», «Золотое руно»
1910
г. – кризис символизма, появление новых течений.
Слайд 12
Поэты - акмеисты
О. Мандельштам
(1891 – 1938)
Н. Гумилёв
(1886
–1921)
А. Ахматова
(Горенко,
1889 – 1966)
С. Городецкий,
(1884 – 1967)
Слайд 13
Литературное объединение - «Цех поэтов»
Журнал «Аполлон»
Слайд 14
Николай Гумилёв «Жираф»
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой
взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв,
Послушай: далеко, далеко, на
озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верит не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф…
Слайд 15
Футуризм (лат. futurum – будущее)
Авангардистское течение 20 века
(1910-годы)
Основные принципы:
Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
Отрицание культурных
традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Плакат, лозунг.
Поиски «самовитого» слова
Слайд 16
Кубофутуристы
В. Маяковский
(1893 – 1930)
В. Каменский,
(1884 – 1961, ПОРТРЕТ
Д.
Бурлюка)
Д. Бурлюк,
(1882 – 1967)
Слайд 17
В. Хлебников
Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звёздам выкать,
Мы
узнали сладость рыкать.
Заклятие смехом.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики,
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Слайд 18
Эгофутурист (лат. еgo – я)
Игорь Северянин
(И. Лотарёв)
1887
– 1941)
«Король поэтов»
Слайд 19
Новокрестьянские поэты
С. Есенин
(1895 – 1925)
Н. Клюев
(1884
– 1937)
Я последний
поэт деревни…
Слайд 20
Поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам
И. Бунин
(1870
– 1953)
М. Цветаева
(1892 – 1941)
Слайд 21
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и
беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу
её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин… В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилёв, Мандельштам, Клюев…
Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева…
Слайд 22
ПОЭТЫ А. Блок
За городом вырос пустынный квартал
На почве
болотной и зыбкой.
Там жили поэты,- и каждый встречал
Другого надменной
улыбкой.
Напрасно и день светозарный вставал
Над этим печальным болотом;
Его обитатель свой день посвящал
Вину и усердным работам.
Когда напивались, то в дружбе клялись,
Болтали цинично и прямо.
Под утро их рвало. Потом, запершись,
Работали тупо и рьяно.
Потом вылезали из будок, как псы,
Смотрели, как море горело.
И золотом каждой прохожей косы
Пленялись со знанием дела.
Разнежась, мечтали о веке златом,
Ругали издателей дружно.
И плакали горько над малым цветком,
Над маленькой тучкой жемчужной...
Слайд 23
Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может
быть,- хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?
Нет, милый читатель,
мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!..
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта - всемирный запой,
И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,-
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!