Слайд 2
Краткая биография
Родилась 19 января 1972 года в
Свердловске
В семье лингвистов, преподавателей Уральского государственного университета имени А. М.
Горького.
Училась в средней общеобразовательной и музыкальной школах.
После окончания средней школы поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета, который окончила в 1994 году.
Слайд 3
Работала журналисткой в «Областной газете», журнале «Стольник», пресс-секретарём «Золото-Платина-Банка».
В 2002—2010 годах была членом редакционного совета журнала «Урал».
На данный момент
живёт в Екатеринбурге.
Является не только писателем, но и журналистом и редактором.
Жанры, в которых пишет Анна: рассказ, повесть, роман.
Направление: магический реализм.
Слайд 4
Интересные факты о семье
Дед — Константин Константинович Матвеев – минералог,
один из основателей Екатеринбургского горного института и Уральского геологического музея. Бабушка — Ксения
Михайловна – первая заведующая кафедрой иностранных языков Свердловского горного института.
Родители: Отец, Александр Константинович, и мать, Тамара Вячеславовна, — советские и российские лингвисты.
Брат — Андрей Александрович – советский и российский писатель, журналист.
Муж — Иннокентий Викторович Шеремет – журналист, менеджер; основатель и директор Телевизионного агентства Урала (ТАУ). Дети: Тимофей, Егор, Фёдор.
Слайд 5
Произведения
Романы:
Па-де-труа
Небеса
Есть!
Завидное чувство Веры Стениной
Повести:
Перевал Дятлова
Сладкая отрава унижений
Взятие Бастилии
Рассказы:
Остров Святой Елены
Обстоятельство времени
Сборники:
«Подожди, я умру — и приду»
«Девять девяностых»
«Русские дети. 48 рассказов о детях»
«Лолотта и другие парижские истории»
«14. Женская проза «нулевых»
«Горожане. Удивительные истории из жизни людей города Е.»
«Детский мир (сборник)»
Слайд 6
Литературные премии
2001 — Финалист премии имени Белкина (повесть «Перевал Дятлова»).
2002 —
Лауреат премии журнала «Урал» (повесть «Сладкая отрава унижений»)
2004 — Лауреат премии Lo
Stellato (Салерно, Италия) за лучший рассказ 2004 года (рассказ «Остров Святой Елены»
2011 — Финалист премии имени Юрия Казакова (новелла «Обстоятельство времени»).
2013 — Финалист премии «Большая книга» (сборник рассказов «Подожди, я умру — и приду»)
2015 — Финалист премии «Большая книга» (сборник рассказов «Девять девяностых»)
2015 — Финалист премии «Национальный бестселлер» («Девять девяностых»)
2015 — Номинант премии «Русский Букер» («Завидное чувство Веры Стениной»)
2017 — премия имени П. П. Бажова за книгу «Горожане»
Слайд 7
Цитаты из произведений
«Подожди, я умру – и приду»:
Мы ведь не знаем, как бы сложилась жизнь у
несчастных влюбленных, если бы им вдруг дали испытание счастьем. Тристан с Изольдой. Лейла и Меджнун. Абеляр и Элоиза… Думаешь, они любили бы друг друга всю жизнь и не развелись бы уже через год? Тристан изменял бы Изольде. Меджнун поколачивал бы Лейлу. Абеляр просто замолчал бы однажды и перестал бы разговаривать с Элоизой. Не знаю я ничего про долгие и счастливые истории любви.
Она была филолог по образованию и специально коверкала слова – чтобы люди не подумали, что она гордится знаниями.
Слайд 8
«Девять девяностых»:
Если бы спросили самого Макса – он
ответил бы, что не хочет работать. Он хочет совершать
чудовищные ошибки, о которых будет жалеть потом всю свою жизнь до глубочайшей пенсии.
Правда, смерть потом всё равно придет – вопрос только в том, какая. И новости хорошими не станут. И маленький город на севере Урала, спившийся до самого фундамента, – он тоже существует, пусть и никому не интересен.
Слайд 9
«Завидное чувство Веры Стениной»:
Зависть – самое стыдное из
всех человеческих чувств.
Свои права есть у ревности и у
ненависти, и даже для жадности всегда находятся оправдания. Но не для зависти! Сказать: «Я завидую» – всё равно что выставить себя голышом на всеобщее обозрение, да не во сне, а наяву, да не в красивом двадцатилетнем теле, а в том, с которым живёшь бо́льшую часть своей жизни.
Орфографические ошибки - ничто в сравнении с ошибками молодости.
Слайд 10
Критика
«Матвеева – одна из самых недооцененных россиянок,
пишущих на русском языке. Специально заглянул в википедию –
ей доставались-то всю дорогу какие-то убогие третьестепенные премии, типа премии журнала Cosmopolitan. Не умеем мы ценить наши таланты. Анна Матвеева пишет очень непростые рассказы. Она умеет как-то так вывернуть сюжет, вставить фразу, ускорить/замедлить действие, что в повествовательной ткани возникают щемящие паузы и пустоты, приобретающие новый смысл. Это высший класс, настоящая практическая магия, хотя пишет Матвеева о журналистах, студентах, учителях – словом, о людях, которые и составляют круг общения благополучной горожанки».
Владислав Толстов
Слайд 11
«Анна Матвеева вроде бы всё время пишет о
том же, о чём и все среднестатистические российские писательницы,
из поколения в поколение с похвальным занудством пугающие читателей картинами горестной женской доли. Однако – и в этом заключено очередное матвеевское чудо – у неё все эти сюжеты не выглядят ни типовыми, ни безрадостными, ни даже специфически гендерно окрашенными. Сквозь серость, бытовуху и мелкие частности в каждом из её текстов проступает нечто неизмеримо большее, дышащее, ворочающееся и совершенно живое. Как Матвеева это делает – непонятно».
Галина Юзефович
Слайд 12
«Я думаю, что Матвеева — один из очень немногих русских
писателей обоего пола (а среди женщин это вообще очень
редкое искусство), которая абсолютно лишена стилистического кокетства. Она думает о читателе, когда пишет. И самое главное — Матвеева умеет писать так, что не оторвёшься».
Дмитрий Быков
Слайд 13
«У Матвеевой удивительный – и, опять-таки, чисто кортасаровский
– дар оставлять в повествовании значимые пустоты, в результате
чего само повествование приобретает поэтическую эллиптичность, да простится мне мой французский. И простая мысль о том, что от судьбы не уйдешь (да и от смерти тоже) и в Америку не уедешь, звучит в этом контексте неожиданно убедительно, свежо и щемящее».
Виктор Топоров
Слайд 14
Об авторе:
Чупринин С. И. Матвеева Анна Александровна // Чупринин
С. И. Новая Россия: мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник: В 2
т. Т. 2: М-Я. — М.: Вагриус, 2003. — С. 41.
Анна Матвеева в списке "13 перспективных молодых авторов" // Коммерсантъ. - 2005. - 18 августа.
Новикова Лиза. Анна Матвеева предложила рецепт «кулинарного» романа // INFOX.ru. — 2010. — 27 июля.
Топоров Виктор. EINMAL ist KEINMAL? // Фонтанка.ру. — 2012. — 2 октября.
Станислав Секретов. Родина // Homo Legens. — 2014. — № 4.
Слайд 15
Цитаты из интервью:
Сетевое издание «Вечерний Екатеринбург», 7
июля 2015:
«В своё время я не поступила на
филфак, где преподавали мои родители, зато журфак меня научил очень ценным качествам. Например, перепроверять информацию, задавать вопросы, сомневаться».
«Я делю прозу не по гендерному признаку — мужская и женская, а на хорошую и плохую. Вообще не люблю разговоры о жанрах. Я просто пишу — и не думаю, в каком жанре тот или иной текст — магический реализм, просто реализм, гиперреализм, романтизм».
Слайд 16
Сетевое издание "Уральский Рабочий" 7 марта 2015:
«У меня
была детская мечта петь в опере, но, к счастью,
папа вовремя объяснил, что для оперы у меня слишком слабый голосок».
«Люблю, когда хвалят, терпеть не могу, если ругают. Критик, который расхвалил книжку, — отличный парень! Тот, кто разругал в пух и прах, — негодяй. А если серьезно, я ценю мнение очень немногих и не верю почти никому».
«Если говорить о литературной карьере, то мне всегда нравится та книжка, которая только что издана, — сейчас это «Девять девяностых». Но я разлюблю ее в тот же миг, как появится следующая. Дай бог, чтобы появилась».
Слайд 17
Мнение
Мне кажется, что неплохо было бы включить в
вузовскую программу следующие произведения Анны Матвеевой: «Перевал Дятлова», «Подожди,
я умру – и приду». Это хорошие книги, легко читающиеся и несущие эмоциональный заряд. По моему мнению, с ними было бы интересно ознакомиться нынешним студентам.