Слайд 2
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание».
Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять в
прочитанном произведении.
Воспитывать интерес к русской классической литературе.
Задача урока:
Сформировать представление у учащихся об истории создания, особенностях композиции и жанровом своеобразии романа
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Слайд 3
История замысла романа "Преступление и наказание",.
Жанр, композиция.
Система образов.
– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был
уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.
Слайд 4
Игра с заглавием.
– Обратимся к оглавлению романа. Сколько
частей он имеет? (Шесть)
“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений,
проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)
– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание?
(Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).
– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".
Слайд 5
Преступление
Наказание
Возмездие
Расплата
Расчет
Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть
человека к прежнему образу жизни? (Нет).
Чего не хватает?
(Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
Как можно искупить свою вину?
(Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет).
Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
Слайд 6
Основной конфликт романа, общественная обстановка.
– Какая общественная проблема
породила роман?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к
словам автора учебника Ю.Лебедеву.
“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.
Слайд 7
– Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые
люди того времени, в частности Раскольников?
(Нигилизм. Разумный эгоизм.
Наполеонизм).
– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”.
Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.
Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:
Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.
Слайд 8
Из романа “Преступление и наказание”.
Слова Р.Раскольникова:
Прав, прав “пророк”,
когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует
в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…
Слова Порфирия Петровича:
Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?
– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично.
Прочитайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”
«Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
– Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
– Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
Она замышляет убить …царя.
– Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
– Славу добывают трудом.
– Или беспримерной смелостью.
– А о муке ты не подумала?
– Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно».
Слайд 9
– И все-таки, почему роман назван “Преступление и
наказание”, а не “Раскольников”, например?
(Достоевского, видимо, больше интересовал
не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него).
Слайд 10
Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа:
Философский
Нравственно-психологический
Исторический
Полемический
Фантастический
Социальный детективный
Политический
Приключенческий
Роман-трагедия
Роман-исповедь
Сатирический
Биографический
Семейный
Автобиографический
Идеологический
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.
– Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.
Слайд 11
Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на роман
современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское
общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.
Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)
Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)
Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)
Слайд 12
- Писатель в России всегда пользовался огромным доверием.
Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие
Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе.
Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.
Слайд 14
Композиционные элементы.
– Следует помнить, что роман писался о
событиях настоящего времени. В этом его уникальность.
Любое произведение
неразрывно.
Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.
Пронумеруйте нужные в списке композиционных элементов в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа:
Портрет
Пейзаж
Описание местности
Авторская характеристика
Лирическое отступление
Диалог
Внутренний монолог
Повествование (история жизни, поступки)
Слайд 15
Внутренний монолог.
Диалог, так как герои постоянно спорят друг
с другом.
Портретные описания и авторская характеристика, она во многом
дается через портрет.
Повествование (история жизни, поступки).
Описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.
Лирическое отступление.