Слайд 2
От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в
русской классике
Произведения отечественных классиков полны нюансов, которые помогают читателям
лучше понять героев. Такими деталями у разных авторов служили описания интерьеров и нарядов, манер и привычек. Читайте в нашем материале, что говорят о сюжетах и персонажах картины в книгах русских писателей – Александра Пушкина, Николая Гоголя и Федора Достоевского.
Слайд 3
«Станционный смотритель»
В этом произведении Александр
Пушкин упоминает картинки, похожие на полотно голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного
сына».
О картине главный герой упоминает в самом начале повести: «Тут он [станционный смотритель] принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик отпускает беспокойного юношу. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; повар убивает упитанного тельца».
Слайд 4
По сюжету повести Дуня –
дочка Вырина – сбежала в Петербург с проезжим офицером. На первый
взгляд, фабула картины напоминает сюжет самой повести. Однако судьбы литературных героев сложились не так, как в притче. Самсон Вырин от горя и одиночества начал пить, а само произведение закончилось печальной сценой: полная раскаяния дочь безутешно плачет на могиле отца.
Ветхозаветная притча в повести Пушкина иллюстрировала иной ход событий, который предотвратил бы трагичный исход.
Слайд 5
«Мертвые души»
В «Мертвых душах» Николай Гоголь описал похождения
авантюриста Павла Чичикова. Писатель тщательно проработал характеры героев и
дополнил «говорящими» деталями: описаниями внешности, усадеб и даже предметов интерьера.
Слайд 6
Коробочка. Первое, что попадается Чичикову на глаза в
доме Настасьи Коробочки, – это «картины с какими-то птицами». Елена
Смирнова, которая изучала творчество Николая Гоголя, писала: «Все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы (индюк, куры, сороки, воробьи) прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, излишней хлопотливости или, попросту говоря, безмозглости – качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини».
Слайд 7
Собакевич. В усадьбе степенного помещика Михаила
Собакевича «на картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные
во весь рост: Маврокордато, Колокотрони, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.
Слайд 8
«Потом следовала героиня греческая Бобелина,
которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей,
которые наполняют нынешние гостиные».
Слайд 9
Полководцы словно иллюстрируют личность самого
Собакевича: его нога обута «в сапог такого исполинского размера, которому
вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри».
В его образе Гоголь показывал своё отношение к «ложным» богатырям, чья физическая сила не соответствует уровню интеллектуального развития. Писатель добавил, что крепкий и здоровый помещик «казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».
Слайд 10
Ноздрёв. У азартного кутилы Ноздрёва в
доме хранится множество ненужных покупок, которые помещик сделал, не
подумав: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин…» Картины здесь упоминаются в одном ряду с изюмом и рукомойником неслучайно: Ноздрёв совершенно равнодушен к искусству.
Слайд 11
Плюшкин. В доме старика Плюшкина картин
много, но все они покрыты пылью и преданы забвению.
Чичиков видит и потускневшие гравюры, и изображения старинных сражений, и даже натюрморт. Стол Плюшкина, каким его изображает Николай Гоголь, стал бы настоящей находкой для художника той эпохи: на нем «лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами…»
Слайд 12
Полстены занимала «огромная почерневшая картина, писанная
масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду
и висевшую головою вниз утку». По описанию полотно могло принадлежать художнику голландской школы живописи.
Слайд 13
Сюжетным и смысловым центром романа Федора Достоевского «Идиот»
стала картина «Мертвый Христос в гробу». Ее автор, немецкий
художник Ганс Гольбейн Младший, стал первым живописцем, изобразившим Иисуса в реалистичной манере: израненного, которого только что сняли с креста.
«Идиот»
Слайд 14
Федор Достоевский впервые увидел работу
Гольбейна в 1867 году в швейцарском Базеле. В это
время он как раз работал над романом о князе Мышкине. Анна Сниткина, жена Достоевского, записала в мемуарах: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».
Слайд 15
На это полотно, которое висело
в доме Рогожина, обратил внимание главный герой романа –
Лев Мышкин: «…это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и наконец крестную муку в продолжении шести часов». Осмотрев работу, князь воскликнул: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!»
Князь Мышкин. И. Глазунов
Слайд 16
«Братья Карамазовы»
В последнем романе Ф.
Достоевский упомянул картину Ивана Крамского «Созерцатель». В центре полотна изображён
задумчивый крестьянин в шапке-ушанке, потрепанном армяке и ветхих лаптях. На дворе зима, его лицо обветрилось и покраснело от мороза.
Крестьянин стоит на заснеженной тропинке, скрестив руки на груди, и смотрит вдаль. Автор описал его: «…стоит один-одинёшенек мужичонка, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если бы его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас точно проснувшись, но ничего не понимая».
Слайд 17
Описание картины дополнило образ лакея Павла
Смердякова, незаконнорождённого сына Федора Карамазова, который, по мнению писателя,
может все бросить и уйти в Иерусалим, спасаться и скитаться, «…а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе. Созерцателей в народе довольно. Вот одним из таких созерцателей был, наверно, и Смердяков».
Долгие годы Смердяков лелеял в груди презрение к юродивой матери и хранил обиду на отца, который отдал его на воспитание своему слуге Григорию. Достоевский подчеркнул, что в герое таилась зловещая разрушительная сила, которая позже вырвалась наружу и привела к трагическим событиям.
Смердяков. И.Глазунов
Слайд 19
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cd5/000688fc-13965760/img4.jpg фон1
https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s27f6f231934ead74/backgroundarea/i42dc3e3402727338/version/1499498128/image.jpg фон2
https://file2.rrxh5.cc/2017/02/11/1486811476137.png кисти
https://img-fotki.yandex.ru/get/5906/28257045.956/0_82f6b_5715f679_L.png кисти2
https://i.pinimg.com/originals/c2/34/85/c23485926af9386efcedaefcd8c53315.jpg Рембранд
https://3.bp.blogspot.com/-jFOLsNVEPbc/UeKluY_4PdI/AAAAAAAAAnE/4r12d3hs9jw/s1600/christinthetombholbein1355476597474.jpg Христос
http://arjelle.altervista.org/Tesine/Matteo/holbein1.jpg Христос
фрагмент
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1708639/e941eff0-d724-4375-ae35-a61875961653/s1200 Крамской
https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5c/17/5c17dc79f5679552ab4c6c03.jpg обложка
https://www.colibribookstore.com/media/catalog/product/cache/2/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/r/u/russian-books-430000000000006205.jpg обложка
https://ruslania.com/pictures/books_photos/48/489378/o.jpg обложка
https://yard.kraslib.ru/img/vv/top/pushkin_stancionnyy-smotritel.jpg обложка
http://rusfolklor.ru/wp-content/uploads/2016/01/11-7.jpg http://rusfolklor.ru/wp-content/uploads/2016/01/11-7.jpg Бобелина
https://demiart.ru/forum/journal_uploads3/j1393760_1277046111.jpg
Собакевич
http://portaldoprofessor.mec.gov.br/storage/discovirtual/galerias/imagem/0000002603/md.0000036862.jpg грек
https://gtp.gr/showphoto.asp?FN=/MGfiles/travel/image32441[1542].jpg&W=160&H=160&Q=100 грек
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/Ioannis_Stratos_-_Greek_Fighter.JPG/95px-Ioannis_Stratos_-_Greek_Fighter.JPG грек
Источники