Слайд 2
План лекции
1. Смысл понятия «Серебряный век».
2. Границы Серебряного
века.
3. Новое понимание человека и времени.
4. Поэзия Серебряного века.
Основные течения и направления.
5. Символизм.
6. Акмеизм.
7. Футуризм.
8. Уроки Серебряного века.
Слайд 3
«В эти годы России было послано много даров.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли,
расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания…Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом круге…»
Н.Бердяев
Слайд 4
Серебряный век – не строгий научный термин, но
емкая метафора, позволяющая обозначить то, что возникло в русской
культуре конца 19 – начала 20 века, что передавало новое сложное ощущение жизни, дух времени.
Величайшей заслугой Серебряного века было его стремление воспринять и осмыслить новую жизнь и нового человека.
Слайд 5
Серебряный век начался с манифеста-заявления о том, что
мир и человек более не могут быть поняты и
выражены старыми художественными средствами. Это произошло в 1892 г. в лекции Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Границы Серебряного века могут быть очерчены довольно явственно : от начала
90-х годов 19 века до 1917 года.
Слайд 6
Модернизм ( от франц. moderne – новейший, современный)
– общее обозначение ряда направлений в искусстве и литературе
( конца 19-20 в), утверждающих новый подход к изображению мира, который способствовал бы духовному возрождению человека.
Декаданс ( от франц.decadence – упадок) – термин, обозначающий те явления и течения в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 в., которые отличаются неприятием устоявшихся моральных норм, выражают тоску по духовной свободе.
Слайд 7
Двадцатый век…Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и
огромней
Тень Люциферова крыла).
И отвращение от жизни,
И к ней
безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
А.Блок
Слайд 8
Для этого времени характерна активная литературная жизнь :
книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературный салоны
и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов, огромный интерес к поэзии.
Бесспорный духовный центр культуры Серебряного века – Петербург. Здесь была знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова.
«На «Башне» Иванова каждую среду собирались все наиболее одаренные и примечательные люди той эпохи, философы, художники, актёры, иногда и политики…
Вячеслав Иванов – один из самых замечательных людей той богатой талантами эпохи…В.Иванов – человек универсальный: поэт, ученый, филолог… мыслитель…публицист…», - писал Н.А.Бердяев.
Слайд 10
Символизм -
первое и самое значительное из модернистских течений
в России.
Символизм считал целью искусства интуитивное постижение мирового
единства через символы.
По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа.
Слайд 11
Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами».
В.Брюсов
К.Бальмонт
Д.Мережковский
З.Гиппиус
Слайд 12
В 1900-е годы в символизм влились новые силы,
существенно обновившие облик течения. Принятое обозначение «второй волны» символизма
– «младосимволизм»
А.Блок
В.Иванов
А.Белый
Слайд 13
● Движение символистов возникло как протест против оскудения
русской поэзии, как стремление сказать в ней своё свежее
слово.
● Ключевым понятием символизма является символ – многозначное
иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного
развертывания смыслов. Символ является и полноценным образом.
● Символисты пытались познать запредельную суть мира, отсюда
интерес к мистическому.
● Для символистов характерно было обострённое внимание
к внутреннему миру человека, его душе.
● Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался
не ко всем, а только к посвященным; не к читателю-потребителю,
а только к читателю-творцу, читателю-соавтору.
● Стихотворения символистов строятся как завораживающий
поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек ( ассонанс и
аллитерация).
Слайд 14
Огромное влияние на русский символизм оказал философ и
поэт В.Соловьев. В его учении было заложено идущее от
древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Эта идея о двух мирах – двоемирие – была глубоко усвоена символистами.
В.Соловьев верил в спасительную миссию Красоты.
Слайд 15
Акмеизм -
модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира,
возникло в 1910-е годы и поначалу было близко символизму.
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Название кружка указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Руководителями «Цеха» стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Они же в январе 1913 в журнале «Апполон»опубликовали декларации акмеистической группы.
Акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914 г.г.)
Слайд 16
Яркие представители акмеизма
Н.Гумилёв
А.Ахматова
О.Мандельштам
Слайд 17
Детально разработанной философско -
эстетической программы акмеизм не выдвинул.
Акмеистов интересовал реальный, а не
потусторонний мир, красота жизни
в ее
конкретно-чувственных проявлениях. Они
выступали за достоверность образа,
четкость композиции.
Гуманистический смысл этого течения был
значителен - возродить у человека жажду
жизни, вернуть ощущение её красоты.
Слайд 18
Футуризм -
авангардистское течение. Впервые русский футуризм проявил себя
публично в 1910 г., когда вышел в свет первый
футуристический сборник «Садок судей».
Его авторами были Д.Бурлюк , В.Хлебников, В.Каменский. Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» ( Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуризмом, группой «Мезонин поэзии» и объединением «Центрифуга».
Слайд 19
Яркие представители футуризма
В.Хлебников
Д.Бурлюк
И.Северянин
В.Маяковский
Слайд 20
Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в
качестве художественной
программы была
выдвинута утопическая мечта о рождении
сверхискусства, способного
преобразить мир. Первая
декларация футуристов «Пощечина общественному
вкусу» вышла в 1912 г. Молодые поэты заявляли :
«Только мы – лицо нашего времени…».
В программу футуристов входило отрицание
грамматики, синтаксиса, правописания.
Футуристы провозглашали новые ритмы, рифмы,
размеры стиха, новые слова и новые темы.
Слайд 21
Футуристы не только декларировали свои лозунги, они действовали:
после Февральской революции 1917 г. образовали воображаемое «Правительство Земного
Шара». Тяга футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-хулигана.
Футуризм делал установку на обновление поэтического языка, активно занимался словотворчеством. Проводились эксперименты с фигурным расположением слов. Стихотворение превращалось в типографскую картинку.