Слайд 2
История создания оперы «Слово о полку Игореве»
В апреле 1869 года. В. В. Стасов предложил Бородину
в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—П87). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах,
музыку их потомков, былины, эпические песни.
Большую помощь композитору оказывал Стасов,
крупнейший знаток русской истории и
древней литературы.
Слайд 3
Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась
в течение 18 лет, но не была завершена. После
смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года
в Петербурге, на сцене
Мариинского театра.
Слайд 4
«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя
Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел
добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению.
Слайд 5
Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность
«Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок
по духу к образам былинных богатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.
Слайд 6
Музыка. «Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Эпический склад
«Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм,
в неторопливом, как в былинах, течении действия.
Слайд 7
В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы
русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.
Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Слайд 8
Музыка 1-й картины (I акт) своим бесшабашным, разгульным
характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б
мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний.
С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира».
Слайд 9
Во 2-й картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной,
но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с
тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
Слайд 10
II акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине
Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление,
чувственная нега. Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира «Медленно день угасал».
Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославне. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в арии «Здоров ли, князь?».
Слайд 11
Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором.
Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы
мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец
Слайд 12
В III акте в изображении половцев на первый
план выступают воинственность и жестокость. В IV акте музыка
развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».