проекта:
Если вы хотите подняться выше на ступеньку в познании русского языка и желаете открыть для себя увлекательный мир родной речи, смело отправляйтесь со мной в интересное путешествие по страницам современной публицистики.
Аннотация
Слайд 3
Гипотеза:
Современная публицистика всё отчетливее персонифицируется.
Точка зрения
конкретного лица интересна сегодня сама по себе.
Слайд 4
1. Указать насущные жизненные проблемы и вопросы,
обсуждаемые в СМИ;
2. Посмотреть, как одна и та же
проблема рассматривается разными публицистами;
3. Указать собственные пути решения этих проблем;
4. Исследовать особенности речи одного из известных публицистов нашего времени.
Проблемы самостоятельных
исследований
Слайд 5
Конечный продукт проекта
Презентация
Исследовательская
работа
Творческая работа
Заметка
Репортаж
Интервью
Эссе
Статья
Соцопрос
Слайд 6
Почему многие писатели обращаются к публицистическому стилю?
Какие
изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы
основные приметы публицистического стиля в наши дни?
Основополагающие
вопросы:
Слайд 7
Что нужно сделать?
1) Прочитать статьи СМИ за последний
месяц.
2) Выбрать тему, над которой хотелось бы
работать.
3) Прочитать публицистику на выбранную тему.
4) Подготовить обзорную статью.
5) Создать презентацию.
6) Обратиться к учителю за консультацией.
7) Написать рецензию к предложенному тексту.
8) Подготовить сообщение об одном из представителей современной публицистики.
9) Написать работу в одном из жанров публицистики.
Слайд 8
Я определила
1.
В область публицистики входят только
насущные
вопросы,
имеющие решающее значение в направлении текущей жизни.
Слайд 9
Насущные вопросы сегодняшнего дня:
1) Отсутствие профессионализма –
главная причина кораблекрушений.
2) Авиакатастрофы 21 века. Кто виноват?
3) Причины
подросткового суицида.
4) Подростковая наркомания.
5) А если за рулем пьяный водитель?
6) Есть ли будущее у родного села?
7) Плюсы и минусы ЕГЭ.
Слайд 10
Что волнует публицистов?
1) Как привлечь внимание к проблеме?
2) Как побудить молодого читателя прочесть статью, поднимающую общенравственные
вопросы?
Слайд 11
оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;
исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия
исследовательско-образные
– очерк, эссе, фельетон, памфлет.
исследователь
ские –
статья, письмо, обозрение
оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;
Знаете ли
вы?
Основные жанры публицистики
Слайд 12
оппозиционный (негативная тональность);
одобрительный
(позитивная тональность);
подчеркнуто-объективный (нейтральная
тональность).
(Клушина Н.И.
«Стилистика публицистического текста»)
Типы публицистического
повествования
Слайд 13
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
Слайд 16
Многие литературные деятели обращаются к публицистическому стилю.
Кто они?
современной
публицистики
Татьяна Толстая
(«Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем?» и «Женский день»).
ярко выраженная оценочность и экспрессивность.
внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией
сатира, ирония, игра слов,
диалог с читателем
Слайд 18
Оценочность ее речи проявляется на разных языковых уровнях:
лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с
оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей).
Созданию языковой экспрессии способствуют и яркие тропы, и употребление экспрессивной лексики, слов с отрицательной коннотацией:
ха-ха, ужас, фурии, кричат, унижают, тыкают в тебя пальцем,
восклицания и обращения к читателю: Ужас какой!
Слайд 19
Вывод:
Мастер, мастер эта
Татьяна Толстая. И мастер того рода, что не романы
с повестями ей только сочинять, а выдавать свою жесткую, умную, веселую, “личную” эссеистику.
Сергей Боровиков
Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику
сатирическую.
Слайд 20
Представители современной публицистики
(«Доля ты
русская», «Исчужили Россию»,
«Чья это страна?», «Прилавок культуры» и
др.)
Валентин Григорьевич
Распутин
Слайд 21
«... культура у нас на два лица. Одно
родное, отвечающее нашим представлениям о добре и красоте, созывающее
наши души на праздник любви и братства, целительное, очистительное. И второе – самозваное, крикливое, агрессивное, закладывающее семена пустоцвета»
Сейчас же «это заемная, безнаравственная, безнациональная развлекаловка, бесконечное и бесстыдное шоу во время чумы»
подавляющем большинстве выделяют оппозиционный стиль. Это открыто выраженное несогласие,
основанное на личных наблюдениях автора, его знаниях и прогнозах.
Статьи Распутина дискуссионные, критичные, вызывающие у читателя сомнение, заставляющие задуматься .
Память, Вера, Душа, Язык и Слово – составляющие русской духовности, – в центре внимания публициста, озабоченного «чужеродным», западным влиянием, лишающим Россию «самопутного» развития.
«Культура», «времена», «нравственность», «духовное воспитание» - ключевые слова.
Слайд 23
Публицистика В.Г. Распутина – явление культурного, общенационального
значения.
Как особая творческая форма освоения действительности она отличается ярко
выраженной авторской позицией, ориентацией на факты, социальной направленностью, гуманистическим началом.
Слайд 24
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Автор
500 научных и
около 600 публицистических
трудов.
На протяжении всех
лет
своей деятельности
являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
Слайд 25
Представители современной публицистики
Минкин Александр Викторович — российский журналист
и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма
президенту» (Московский комсомолец)
Хинштейн Алекса́ндр Евсе́евич (р. 26 октября 1974, Москва) — журналист, Депутат Государственной Думы
Слайд 26
Я определила :
для публицистического стиля характерно
использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например:
позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, подковёрная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, идеологический бульдозер, нравственная холера.
Слайд 27
Часто используются
устойчивые сочетания: эстафета поколений,
шагать в ногу с веком, пустить утку и др.
общеязыковые фразеологизмы, наполненные новым содержанием:
а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки;
б) с положительной оценкой: трудиться не покладая рук, золотые руки.
Слайд 28
Пример из газеты «Комсомольская правда»
В Москве совершено нападение
на одного из активистов еврейского культурного центра, и материал А. Гамова посвящается
растущему в обществе антисемитизму.
«В этот вторник случилось то, что рано или поздно должно было случиться. “Состав преступления”, который никто не заметил, тронулся с места и набирает ход. Он вооружен и очень опасен. И сегодня, чтобы остановить его, недостаточно только поймать и обезвредить стрелочника-недоростка, пролившего кровь невинного человека».
А. Гамов
Здесь и игра словами («состав преступления» – «состав тронулся»),
и киноассоциации (ссылка на фильмы «Вооружен и очень опасен» и «Найти и обезвредить»),
и переосмысление известного фразеологизма («найти стрелочника», то есть крайнего – «поймать стрелочника»),
и использование неологизма («недоросток» вместо «переросток»).
Слайд 29
Какие же изменения и процессы происходят в
современной публицистике?
Слайд 30
Персонификация
Имя
(в широком смысле этого слова)
становится знаком издания
или канала, представляющих это имя: Леонид Парфенов
на НТВ,
Юрий Щекочихин в «Новой газете», Александр Васинский в «Известиях»...
Имя способствует возникновению диалога с аудиторией.
Слайд 31
* выразительность, необычность, неожиданность авторских суждений,
* непринужденно- разговорный
язык «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов».
Я
увидела
Слайд 32
1
рождает многоголосие,
возникает эффект субъективности; полифонизм звучащих голосов, предлагающих различные точки
зрения, побуждает аудиторию к самостоятельному определению собственной позиции.
( Прямая линия в «Комсомольской правде»,
рубрика «Мнение» в «Известиях»,
«Письма про то, как мы живем» в «Новых Известиях»,
беседы со слушателями в живом эфире на «Русском радио» )
Диалогичность
2
Пресса одновременно ориентируется и на более занимательную, более остроумную форму подачи материала. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его точки зрения, внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме.
Слайд 34
Вывод:
1.Современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Точка зрения конкретного
лица интересна сегодня сама по себе.
2. Она работает в
режиме диалога с аудиторией.
3. Возросла роль приема в обработке материала. Текст все очевиднее приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным.
Слайд 35
.
Почему многие писатели обращаются к публицистическому стилю?
1)
Так проще быть услышанным, реагируя на новые перемены незамедлительной
оценкой.
2) Данный стиль дает возможность очертить круг обязательных к вниманию проблем, определив дальнейшие действия, пути решения.
Слайд 36
Список используемой литературы.
МАТЕРИАЛЫ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ:
1. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста.
— М.: МедиаМир, 2008. — 244с.
2.Кожемяко В.С. Валентин Распутин.
Боль души / В.С. Кожемяко — М.: Алгоритм, 2007. — 288 с.
3. П. П. Каминский «Время И Бремя Тревог». Публицистика Валентина Распутина.
4. Боровиков С. Публицистика Т. Толстой.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
1.http://www.referun.com/n/tvorchestvo-v-rasputina-problema-hudozhestvenno-publitsisticheskogo-osvoeniya-deystvitelnosti#ixzz2Hk8gOmtA.