Слайд 2
Алейников Александр (можно просто, Повелитель)
Слайд 3
Городничий - один из основных персонажей комедии Гоголя
"Ревизор". Он - глава уездного города, в который должен
приехать чиновник с ревизией. Именно с его подачи все принимают Хлестакова за ревизора и разыгрывают комедию положений.
Слайд 4
Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) появляется в каждом действии
с первой до последней сцены и руководит всем процессом
приёма "важной персоны", рассылая слуг с предупреждающими записками в те богоугодные заведения, куда отведёт Хлестакова. Поднявшись по карьерной лестнице из низших чинов, он не прочь повысить свой статус до генерала с помощью удачного замужества дочери, Марьи Антоновны, на столичном ревизоре. Городничий - взяточник, делец, обманувший трёх губернаторов, торгуется даже во время молитвы, обещая поставить трёхпудовую свечу, если всё сойдёт с рук.
Слайд 5
Поскольку сам привык хитрить и пользоваться служебным положением,
объясняет неуплату Хлестакова как уловку столичного "инкогнито". Распоряжаясь, как
встречать ревизора, даёт следующие указания: выгнать большинство больных из больницы, над кроватями оставшихся сделать надписи на латыни, навести порядок в училищах, подмести улицы, подвергнуть цензуре письма. Постепенно понимая, что принял за важную персону обычного постояльца гостиницы, чувствует, что упал с вершины социальной лестницы, на которую мысленно забрался, ощущая себя генералом. Переживая невероятное потрясение, к концу произведения городничий на время осознаёт, что он - всего лишь обманутый обманщик. Именно городничий стоит в центре немой сцены с распростёртыми руками и запрокинутой головой в конце комедии.
Слайд 6
Цитаты
Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить
вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор.
Ничего не вижу.
Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц, а больше ничего.
Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!
А, чёрт возьми, славно быть генералом!
Какие пули отливает!
Слайд 7
Ну, а что из того, что вы берёте
взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете;
вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере твёрд и каждое воскресенье бываю в церкви.
Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я её высек; она врёт, ей-богу, врёт. Она сама себя высекла.
Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте?
Слайд 9
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская - дочь городничего в комедии
Н.В. Гоголя "Ревизор". Молодая барышня на выданье, которая во
всём слушается родителей, любит модно наряжаться, читает литературные журналы.
Слайд 10
Роль Марьи Антоновны Сквозник-Дмухоновской немногословна, введена в текст
пьесы для того, чтобы показать, как с помощью сватовства
и кумовства делаются карьеры. Один из комичных подтекстов - показать как мать и дочь (и стар, и млад) соревнуются за внимание лже-ревизора.
Слайд 11
Городничий готов уже оставить городничество и переехать в
Петербург, раз к его дочери посватался ревизор, имеющий вес
в столице и теперь можно с помощью его связей раздобыть чин повыше. Во время написания пьесы именно удачное замужество дочери сулило приращение капитала и упрочение социального статуса всего семейства. Жениха выбирали придирчиво, сверяясь с родословными, чинами и заработком. Разводы приняты не были и сделать единственный выбор необходимо было очень обдуманно. Тем более комична поспешность, с которой происходит сватовство к Марье Антоновне лже-ревизора: её маменька даже не успела выяснить его чин, а уже согласилась.
Слайд 12
Сама сцена сватовства тоже комична: Хлестаков ухлёстывает за
женой городничего, когда входит её дочь; а, поскольку он
франт, а она молодая барышня, ему следует ухаживать именно за ней - таковы нормы поведения. И он мгновенно переключается, сам не до конца понимая, что же произошло. Он повеса и волокита и ему даже в голову не приходит, чем могут закончиться его ухаживания. Пара учтивых фраз, несколько стихотворных строк, пустяковая запись в её альбом и вот он уже у ног Марьи Антоновны. Уйди она - и он через минуту позабыл бы про неё и про ситуацию, в которой оказался. Именно так он забывает о своей помолвке, когда Осип увозит его прочь. Но для Марьи Антоновны эта помолвка - самое значимое событие её жизни, она под влиянием чувств с той минуты, как увидела лже-ревизора: "ах, милашка".
Слайд 13
Цитаты
Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и
Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники тоже в
голубом. Нет, лучше я надену цветное.
Ах, маменька! Вы больше червонная дама.
Ах, маменька, он на меня глядел!
Право, маменька, всё смотрел. И как начал говорить о литературе, то взглянул на меня, и потом, когда рассказывал, как играл в вист с посланниками, и тогда посмотрел на меня.
Слайд 15
Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская - жена городничего, второстепенный персонаж
комедии Гоголя "Ревизор". Жену городничего больше всего интересует не
то, какой урон может нанести ревизия её мужу, а то, как выглядит ревизор. Недалёкая и суетливая женщина, чьё главное развлечение - адюльтер. Она флиртует даже с тем, кто мог бы стать выгодной партией её дочери. Выбирая платья для приёма, советует дочери надеть то голубое, которое бы сочеталось с её любимым палевм платьем, причём не важно, что дочь считает голубое совершенно непривлекательным.
Слайд 16
Анна Андреевна нетерпелива и нетерпима: предпочитая, чтобы за
ней оставалось последнее слово, без толку переспрашивает, отрицает очевидное,
затем от своего имени произносит уже произнесённое собеседником и в завершение обвиняет собеседника в глупости. Именно по такой схеме происходит каждый её разговор со всеми вокруг: с мужем, с дочерью, с Добчинским и другими. Однако с лже-ревизором Хлестаковым она любезничает в совсем ином духе: поддакивает, льстит и хвалит.
Слайд 17
Разбирая записку мужа, присланную чтобы предупредить, как именно
необходимо подготовиться к приезду мужа с ревизором, даже не
может отличить его текст от слов из рестранного счёта, между строк которого он наспех написал короткое сообщение. Но ей не особенно важно, что он там написал в своей записке, гораздо интереснее выбирать наряд к встрече, чтобы показать себя в лучшем свете. Гоголь в замечаниях для господ актёров указывает, что Анна Андреевна переоденется четыре раза в продолжение пьесы. В первую очередь она спрашивает у Добчинского "Расскажите, каков он собою? что, стар или молод?", а следующий вопрос "а собой каков он: брюнет или блондин?".
Слайд 18
Почувствовав вкус власти и уже возомнив себя генеральшей,
у которой в Петербурге самый богатый дом, Анна Андреевна
показывает себя с самой отрицательной стороны, оскрбляя просителей, кторые пришли к её мужу: "да ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство". Просители (жена Коробкина и гостья) в ответ выдают нелицеприятную характеристику: "да, она всегда такая была; я её знаю: посади её за стол, она и ноги свои...".
Слайд 19
Цитаты
Слышишь, побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько:
что за приезжий, - какой он, - слышишь? Подсмотри
в щелку и узнай всё, и глаза какие: чёрные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее, скорее, скорее, скорее!
Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, что-бы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть голубое платье с мелкими оборками.
Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.
Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! я просто без памяти. Я, однако ж, ему очень понравилась: я заметила - всё на меня поглядывал.
А я никакой совершенно не ощутила в нём робости; я просто видела в нём образованного, светского, высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет.
Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас Иван Александрович? Он просит руки нашей дочери.
Слайд 21
Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений, второстепенный
персонаж комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор". Земляника - сплетник
и кляузник, который из корысти выдаёт мнимому ревизору всю подноготную коллег-чиновников.
Слайд 22
О своём коллеге, смотрителе училищ, Земляника говорит следующим
образом: «Я не знаю, - притворно удивляется он, -
как могло начальство поверить ему такую должность. Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно». В этих словах видно человека, который привык подсижывать коллег, занимая их место.
Слайд 23
Карьерист и лицемер, Земляника очень услужлив и суетлив.
Обладая внешностью внушительных размеров, он по характеру он проныра
и плут, что усиливает комический эффект. Неповоротливый и неуклюжий, он ловко проскальзывает к счастливому финалу в любых перепетиях судьбы. Его метод - оправдывать свои пступки благими замыслами. Так, говоря, что он не закупает дорогих лекарств для своих богоугодных заведений, вовремя оправдывается: "чем ближе к натуре - тем лучше", хотя из контекста понятно, что он экономит на простых людях.
Слайд 24
Земляника умеет выслуживаться, именно поэтому Городничий везёт Хлестакова
в первую очередь в богоугодные заведения, подотчётные Землянике. Фатальная
оговорка "все как мухи выздоравливают" в ответ на вопрос, почему в больнице почти нет больных, не меняет положения дел: не отличающийся особой сообразительностью и внимательностью Хлестаков просто не замечает подвоха в речи. Зная своё основное достонство - выстуживаться, Земляника искренне завидует Хлестакову: "Эка, бездельник, расписывает! Дал же бог такой дар!". Пародируя среднего чиновника, который больше плучает от своей должности, чем даёт в качестве локального безграничного властелина, образ Земляники и спустя века не устарел морально, а вполне актуален и на сегодняшний день.
Слайд 25
О невероятном равнодушии к службе состоящих на ней
людей Гоголь говорит через характеристику Земляники: “человека толстого, но
плута тонкого”. В вверенной ему больнице пациенты мрут как мухи, врач не разговаривает по-русски, а Земляника спокойно рассуждает: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”.
Слайд 26
Цитаты
С тех пор, как я принял начальство, -
может быть, вам покажется даже невероятным, - все как
мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров.
Эка, бездельник, расписывает! Дал же бог такой дар!
Ну что, как проспится да в Петербург махнёт донесение?
Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того... как там следует - чтобы и уши не слыхивали.
Слайд 28
Осип - второстепенный персонаж комедии Гоголя "Ревизор", слуга-крепостной,
прставленный к молодому барчуку стариком-барином. На фоне легкомысленного по
молодости и не отличающегося большим умом Хлестакова-младшего Осип выглядит разумным персонажем. Именно стараниями Осипа Хлестаков уезжает из уездного города за мгновение до того, как приедет настоящий ревизор.
Слайд 29
Поживший вместе с хозяином в Петербурге Осип, предпочитает
деревенскую жизнь городской: в шумной и суетной столице можно
выжить только при наличии значительной суммы денег, а в деревне привольно и тихо. Осип груб - в равной степени по натуре и из презрения к своему франтоватому и щеголеватому барину, которого на службе считают пустейшим. Для подобного отношения у Осипа есть повод: Хлестаков проматывает деньги отца, спускает их на карточные игры и обновки, причём до такой степени, что им обоим, хозяину и слуге, иногда даже нечего есть.
Слайд 30
Слуга-крепостной опытен и благоразумен, одни только его слова
о чиновниках «Что с ними долго связываться? Плюньте на
них!» говорят о недюжинной проницательности обыкновенного слуги. В замечаниях для актёров сказано, что Осип "несколько пожилых лет". Автор прекрасно передал нардный говор Осипа, расцвечивая его речь такими находками, как: "Не ровен час какой-нибудь другой наедет", "Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька, ну и довольно!". Вообще усиленная божба сильнее всего выдаёт традиционного крепостного; клясться и божиться - очень характерно именно для крестьянского населения.
Слайд 31
Впервые появляясь перед читателями в сцене, где он
читает нравоучения самому себе для своего барина, он становится
на место своего барина, становясь его отражением. Осуждая хозяина и комментируя его поступки, он выступает и как резонёр. С другой стороны он является олицетворением всех крепостных людей: он кормит хозяина и заботится о нём, как кормит и заботится деревня, регулярно присылая помощь.