Слайд 2
… - основа развития комедийного действия в пьесе
Н.В. Гоголя «Ревизор»
Слайд 3
Михаил Семенович Щепкин – первый исполнитель роли городничего
в Москве
1836 год
Слайд 4
Цели урока:
Обучающая: прививать интерес к русской классической
литературе, раскрыть художественные особенности пьесы, определив, что является основой
комедийного действия; показать злободневность пьесы, недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с художественными образами.
Развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи.
Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации.
Слайд 5
«Пейзаж» города N…“хоть три года скачи, ни до
какого государства не доедешь”
Слайд 6
«…чем больше ломки, тем больше деятельности градоправителя».
Слайд 7
« Я пригласил
вас, господа, с
тем, чтобы
сообщить вам
пренеприятное
известие...»
Слайд 8
«Грешен, во многом
грешен, но… по
неопытности…»
***
«Бывали трудные
случаи в жизни,
сходили,
ещё даже и
спасибо получал;
авось Бог вынесет и
теперь…”
Слайд 11
Проверочная работа
Кто первый предложил “подсунуть” ревизору?
Кто первым
идет на приём к Хлестакову?
Продолжите фразу: “Имею честь представиться:
смотритель училищ титулярный советник…”
Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?
Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?
Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?
“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?
Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?
Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?
У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?
Слайд 12
Проверь себя:
Земляника
Ляпкин-Тяпкин
Хлопов
Земляника
Хлестаков
Осип
Хлестаков
Хлестаков
Городничий
Городничий
Слайд 13
Оцени свой ответ:
Количество правильных ответов: Отметка:
10 - 9 «5»
8 - 7 «4»
6 - 5 «3»
Слайд 14
«Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит эдак по
комнате, и в лице эдакое рассуждение… физиономия…поступки...»
***
“О! Я
шутить не люблю. Я или всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится!... Я везде, везде!»
***
Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения.
Слайд 15
Имя: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Род занятий: судья
Чин: коллежский асессор
«Вольнодумец»,
прочитавший пять или шесть книг(!). Не скрывает своего пристрастия
к охоте и собакам.
Не стесняется говорить о взятках «борзыми щенками», полагая, что «грешки грешкам рознь».
Да и суд – такое завидное место, которому «покровительствует сам Бог».
Слайд 16
Имя: Иван Кузьмич Шпекин
Род занятий: почтмейстер
Чин: надворный советник
Простодушный
до наивности человек.
«… нельзя ли вам, для общей нашей
пользы, всякое письмецо…, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать…»
- «Этому не учите, это я делаю… больше из любопытства»…
Слайд 17
Имя: Лука Лукич Хлопов
Род занятий: смотритель училищ
Чин: титулярный
советник
Запуганный насмерть чиновник,
находящийся под неусыпным
надзором властей. Боится
всего,
поскольку «всякий мешается,
всякому хочется показать, что он
тоже умный человек».
Слайд 18
Имя: Артемий Филиппович
Земляника.
Род занятий: попечитель
богоугодных заведений
Чин: надворный советник.
Соединяет
в своем характере
практически несоединимое:
толстый и неповоротливый,
но
при этом услужливый и
суетливый. Проныра и плут,
абсолютно не занимающийся
делами попечительства.
Слайд 19
Имя: Петр Иванович Добчинский
Петр Иванович Бобчинский
Род занятий: городские помещики.
Оба низенькие, коротенькие, очень
любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга.
- «Чрезвычайное происшествие!»
- «Неожиданное известие!»
***
- «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем. - … А вот он-то
и есть этот чиновник .»
Слайд 20
Имя: Анна Андреевна – жена городничего «провинциальная кокетка,
… воспитанная на романах и альбомах. Очень любопытна…»
Имя: Марья
Антоновна – дочь городничего
Художник П. Боклевский
Слайд 21
В Ы В О Д :
Хлестаков не
ведет игру с окружающими и, следовательно, не ведет действие.
«Это около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца». А ведет героя действие, в основе которого лежит страх.
Слайд 22
«Ревизор» –
это целое
море страха.
Ю.Манн
Картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» - большое
историческое полотно. Катастрофа, разразившаяся над Помпеей много веков тому назад, - трагедия людей, погибших во время извержения вулкана. Тревожный огненный колорит картины создаёт общее чувство трагедии, а отдельные сцены, группы людей выражают главную мысль картины —поведение людей перед гибелью.
Ярко-красный цвет неба постепенно темнеет и переходит в совсем тёмный цвет неба, мостовой, одежды…
Художник показал народ, его переживания, ужас перед неминуемой смертью.
Слайд 25
В.В. Парашечкин. Губернский Курск.
Слайд 26
Сюжет живописной картины Владимира Парашечкина посвящен пребыванию царствен-ных
русских особ в Курске. В верхней части полотна изображена
дореволюционная панорама центральной части Курска с устремленными в небо высокими колокольнями храмов, пожарными каланчами, шпилями католических церквей. Город уже обласкан утренними лучами солнца,очень оживлен по случаю прибытия императора Александра II.
На Красной площади застыли зеленые каре войск, а у стен кафедрального Знаменского собора, около праздничной толпы горожан стоит император с губернатором Владимиром Ивановичем Деном. Городской голова, одетый в прекрасный купеческий сюртук-сибирку, подносит царю хлеб-соль. Позади императора застыла фигура генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского на фоне нарядной царской свиты.
Нижняя часть картины - это эпизоды посещения Курска российскими императорами. На крайнем из них (слева) Александр I, скачущего на Старо-Преображенской площади (у перекрестка нынешних улиц Красной Армии и Гайдара) вблизи исчезнувшего с карты города старинного храма. Правее - у Херсонских ворот император Николай I стоит в окружении военной свиты. Центральное место занимает сюжет посещения древнего города первой царской особой - императрицей Екатериной Великой. Она вместе с графом И.И. Шуваловым проследовала мимо Херсонских шпилей и остановилась у Триумфальных ворот. Четвертый сюжет запечатлел императора Николая II, приезжавшего в Курск в 1902 году на большие военные маневры. Правый сюжет посвящен императору Александру III . Он ни разу не посетил центр города, но останавливался на железнодорожной станции "Курск-1". Таким он и воспроизведен на перроне Ямского вокзала.
Удивительная по зрелищности живописная картина написана яркими, жизнерадостными красками. Мозаику городских видов объединена в замечательную панораму, открывшуюся с колокольни собора мужского монастыря.
Слайд 29
Сюжеты полотен Владимира Парашечкина изумительно передают дух старого
Курска. В каждой картине Владимира Вячеславовича чувствуется своё неповторимое
настроение, и даже в его «холодных» зимних пейзажах теплится доброта и святость.