Слайд 2
Романтизм - одно из крупнейших направлений в мировом
искусстве конца XVIII -начала XIX веков.
Этимологически французское слово
"romantism" восходит к испанскому слову "romans".
В XVIII веке романтическим называли все фантастическое,
необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в
действительности. Впервые слово "романтизм" как термин,
как наименование литературного направления стало
употребляться и Германии в конце XVIII века. Там же
возникла и первая школа "Иенских романтиков", основанная
братьями Фридрихом и Августом Шлегелями. Новалисом и
Тиком. Ими же было создано первое философское и
эстетическое обоснование теории романтизма.
Слайд 3
Причины возникновения и распространения романтизма
- потрясения революции и
потрясения наполеоновских войн
- пересмотр старых понятий и старых ценностей
-
разочарование в идеях просветительства, которые не оправдали надежд на духовное возрождение людей.
- постепенно разросся "космический пессимизм»
и сопровождался настроениями безнадежности, отчаяния, "мировой скорби'", которую впоследствии назвали "болезнью века"
Слайд 4
Романтизм – литературное направление, в основе
которого положено стремление личности к абсолютной свободе,
к духовному совершенству, к идеалу,
в сочетании с непониманием несовершенства окружающего мира.
Слайд 5
Представители романтизма.
Англия: «бурные романтики Дж.Байрон, Шелли;
созерцательные поэты «озерной
школы» -
Колридж, Саути, Скотт – родоначальник
исторического романа.
Франция:
де Стендаль, В.Гюго,Ж.Санд
Россия: В.А.Жуковский, Дельвиг, А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов
Слайд 6
Европейский романтизм
Обращение к вечным идеалам, разлад с действительностью
Романтическое
двоемирие (чувства, желания человека и действительность находятся в глубоком
разладе)
Самоценность человеческой личности, богатство и уникальность человеческой души
Исключительный герой помещен в исключительные обстоятельства
Слайд 7
Романтическое движение в России
Психологический
-зло в грешной природе
современного
человека
-перерождение человека
путем самовоспитания
В.А.Жуковский, Е.А.Баратынский
Гражданский
- Зло в окружающих
человека обстоятель-
ствах
-
Борьба с несовершен-
ством современного
общества
К.Ф.Рылеев,
поэты-декабристы
Слайд 8
Романтическое движение в России
В русском романтизме
складываются две ветви
романтического движения: созерцатели и активно
действующие.
Представители первой ветви предпочитают
уход от реальности в мир мечты, в потусторонний
мир.
Представители второй ветви полны призывов
к активному действию, их герои – это борцы за
свободу личностного волеизъявления, свободу духа.
Слайд 9
Черты романтизма
Провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней
бесконечности человеческой индивидуальности
Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»
Интерес ко
всему экзотическому, сильному яркому, возвышенному
Тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного
Мучительное переживание разлада с действительностью
Отказ от обыденного
Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира
Слайд 10
Черты романтизма в художественном произведении
1. Романтический герой -
герой-мечтатель, герой-
созерцатель, живущий в ирреальном мире; герой-
бунтарь, призывающий к
активной борьбе «за
угнетённую свободу человека».
2. Изображаются исключительные обстоятельства
3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма
4. Сюжет не фиксирован
5. Отказ от обыденного
6. Стремление к фантастическому, нереальному,
экзотическому. Поэзия символов.
7. Субъективное восприятие и изображение действительности