Слайд 4
Сопоставление рассказов Чехова «Толстый и тонкий» и Довлатова
«Номенклатурные полуботинки» Художественные законы чеховского и довлатовского мира чаще всего
определяет анекдот; произведения пронизаны «ощущением абсурдности бытия»; для художественной формы рассказов характерен «повествовательный минимализм» преобладание в рассказах явной и скрытой иронии;
Слайд 5
Сопоставление рассказов Чехова «Толстый и тонкий» и Довлатова
«Номенклатурные полуботинки» произведения могут восприниматься одновременно как комедия и как
трагедия («смех сквозь слезы»); наблюдается отказ от морализаторства, от следования определенной авторской позиции и навязывания этой позиции читателю; осуществляется принцип объективного повествования вследствие лаконизма и беспристрастности писателей.
Слайд 6
Выдержки из лекции Довлатова «Блеск и нищета русской
литературы» Князь Вяземский в своем письме Пушкину говорит: «Задача каждого
писателя есть – согревать любовью к добродетели и возбуждать ненависть к пороку.» На что Пушкин уверенно и резко отвечает: «Вовсе нет. Поэзия выше нравственности. Или уж во всяком случае – совсем иное дело.» Предъявлять Пушкину нравственные, идеологические претензии было так же глупо, как упрекать в аморализме ястреба или волка, … потому что Пушкин творил, если можно так выразиться, в режиме природы, сочувствовал ходу жизни в целом… Все, к чему он прикасался, становилось литературой, начиная с его частной жизни, совершившейся в рамках блистательного литературного сюжета, с острым трагическим эпизодом в финале.