Слайд 2
Содержание:
«Золотой век» русской литературы
Развитие прозы
Наследие
Становление реалистической литературы
Поэзия
Литературные
журналы
«Маяк»
«Москвитянин»
«Отечественные записки»
«Ру́сская мысль»
«Русская речь»
«Русский
вестник»
«Современник»
Слайд 3
19 век называют «Золотым веком»
русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.19
век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.
"Золотой век" русской литературы
Слайд 4
Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский
фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и
писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и др.
Слайд 5
Развитие прозы
Наряду с поэзией начала развиваться проза.
Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов
В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Слайд 6
Наследие
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность
и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
Слайд 7
Становление реалистической литературы
С середины XIX века происходит
становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной
социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Слайд 8
Поэзия
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические
произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику.
Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Слайд 9
Литературные журналы
«Маяк»
«Москвитянин»
«Отечественный записки»
«Русская мысль»
«Русская речь»
«Русский вестник»
«Современник»
Слайд 10
"Маяк"
«Маяк» − русский литературный журнал XIX века,
выходивший в 1840—1845. Полное название «Маяк современного просвещения и
образованности. Труды учёных и литераторов, русских и иностранных», с 1842 — «Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе русской народности»...
Слайд 11
"МОСКВИТЯНИН"
«Москвитянин» − «учёно-литературный журнал», издававшийся в Москве
М. П. Погодиным в 1841—1856. До 1849 выходил ежемесячно,
позднее — два раза в месяц. Сотрудниками Погодина были С. П. Шевырёв, И. И. Давыдов, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и другие...
Слайд 12
«Отечественные записки» − русский литературный журнал XIX века,
оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие
общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами)...
"Отечественные записки"
Слайд 13
"Русская мысль"
«Ру́сская мысль» − самый распространённый и
один из лучших ежемесячных литературно-политических журналов в России, число
подписчиков которого доходило до 14000. Выходил в Москве с 1880 г. Закрыт большевиками в 1918 году наряду с другими «буржуазными» органами печати...
Слайд 14
"Русская речь"
«Русская речь» − название двух разных
российских журналов XIX века. Умеренно-либеральный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
Издавался в Москве с 1 января 1861 года в течение 13 месяцев. Выходил раз в 2 недели...
Слайд 15
"Русский вестник"
«Русский вестник» − название трёх разных
российских журналов XIX и начала XX веков. «Русский вестник»
С. Н. Глинки, «Русский вестник» М. Н. Каткова, «Русский вестник» Н. И. Греча и Н. А. Полевого...