Слайд 2
Цель работы :
Осмысление роли русского символизма в
литературном процессе XX века
Слайд 3
В русской литературе начала XX века, по мнению
специалистов,
ведущим
направлением
являлся
именно
символизм
Слайд 4
Задачи работы :
Проследить, как влияла поэтика символизма
на творчество таких авторов, как Гиппиус З.Н., Брюсов В.Я.,
Блок А.А., Бальмонт К.Д., чья деятельность тесно связана с «символистским» периодом истории литературы;
Определить вклад этих поэтов в разработку теоретических проблем символизма, показать жанровое своеобразие их лирики;
Проследить эволюцию эстетических взглядов поэтов на фоне их принадлежности к различным кружкам.
Слайд 5
Начало ХХ века, представляет собой :
Поворот к
новому пониманию
действительности и культуры
Поворот к переосмыслению
вопроса о
значении
и функциях литературы
Новую парадигму
эстетического мышления
Слайд 6
Русский символизм -
Явление в высшей степени многогранное,
неоднородное
Внутри него существуют самые различные течения которые зачастую
даже не могут быть сведены к понятию той или иной конкретной школы или кружка и реализуются в творчестве отдельных авторов
Слайд 7
Символисты – постоянно эволюционировали, менялись и их эстетические
установки, и сама жизненная позиция
Общая и важнейшая тенденция
– поиск новых путей в
искусстве и в самой жизни.
Слайд 8
Важнейшее качество литературы символизма –
её полигенетичность
Эстетическое сознание
символистов стремилось
вобрать в себя, синтезировать
все мировое культурное
наследие
Слайд 9
Школа символистов -
Раздвинула рамки наших представлений о
художественном творчестве
Показала, что канон красоты не есть только
академический канон
Оправдала как разные виды единого творчества; и оттого-то в пределы недавнего реализма вторглась романтическая фантастика; и обратно: бескровные тени романтизма получили в символической школе и плоть, и кровь
Слайд 10
Становление и развитие символизма
1892 г. - трактат Д.
Мережковского
“О причинах упадка и о новых течениях современной
русской литературы”
1894–1895 гг. три сборника
“Русские символисты”
Слайд 11
Символизм возник в России не изолированно от Запада.
Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской
литературы.
Они искали свои корни в
русской поэзии – в книгах
Тютчева, Фета, и даже в
поэзии Пушкина и Лермонтова.
Слайд 12
1900 год - рубеж, когда символизм утвердил в
поэзии свое особенное лицо
Символизм в литературе был движением
романтиков, воодушевляемых
философией идеализма
Слайд 13
Символы (Symbolus) :
Образ, несущий и аллегоричность, и
свое вещественное наполнение, и широкую, лишенную строгих границ, возможность
истолкования. Он таит в себе глубинный смысл, как бы светится им.
Знамения иной действительности
Должны выразить то, что нельзя просто изречь
Беглый язык намеков, недосказов, тут нельзя ни понять всего, о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь или что болезненно в себе ощущаешь,
но для чего в языке не найдешь и слова
Слайд 14
Кружки (1909 - 1912 гг.) :
Ритмический кружок под
руководством А. Белого;
Философский под руководством Ф. Степуна;
Кружок по
изучению символизма, возглавляемый Эллисом
Слайд 15
В 1910-х годах школа символизма “застыла в своих
традициях, отстала от темпа жизни”
Как течение в русской
литературе исчез с приходом
революционного 1917 года.
Слайд 17
Валерий Брюсов
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я
тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее
- область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Слайд 19
Константин Бальмонт
Я – внезапный излом,
Я – играющий
гром,
Я – прозрачный ручей.
Я – для всех
и ничей
Слайд 20
Русский символизм сегодня –
Экспозиция в Третьяковской галереи на
Крымском валу