Слайд 2
Цель:
Попытаться опровергнуть версию о самоубийстве Сергея Есенина.
Задачи:
Доказать, что последнее стихотворение поэта не
было предупреждением о скорой смерти;
Выяснить причины смерти поэта;
Проанализировать версию о гибели поэта, выдвинутую следователем Э.Хлысталовым;
Охарактеризовать акт, составленный следственно- оперативной группой на месте происшествия, с точки зрения его правдоподобности;
Представить аргументы, свидетельствующие о насильственной смерти поэта;
Познакомиться с новыми фактами биографии последних дней жизни поэта;
Рассмотреть картину художника Сварога, запечатлевшего трагический момент смерти поэта в гостинице «Англетер»;
Сделать собственные выводы.
Слайд 3
Гипотеза:
Если имеется документ, позволяющий сомневаться в официальной
версии гибели поэта С. Есенина,
то можно предположить, что произошло
не самоубийство,а убийство.
Методы:
Анализ документов,
анализ поэтического произведения,
анализ просмотренных фрагментов фильма И.Зайцева,
исследование фактов и исторических документов.
Объект:
Исторические документы, приобщенные к материалам дела о смерти поэта С.Есенина, стихи поэта последних лет.
Предмет:
Последние дни жизни поэта С.Есенина
Слайд 4
Утром, 28 декабря 1925 года, в 5-м
номере гостиницы «Интернационал», Е.Устиновой и В.Эрлихом было обнаружено тело
Сергея Александровича Есенина, безжизненно повисшее в петле веревки, привязанной к трубе парового отопления.
Официальная версия гласила, что поэт покончил жизнь самоубийством. Но чем больше проходит времени со дня смерти Есенина, тем страшнее, запутаннее, загадочнее становятся обстоятельства его гибели.
В средствах массовой информации появляются новые и новые версии о причине смерти поэта. Все они сводятся в основном к тому, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а был убит.
Слайд 5
Пятый номер гостиницы, ставший последним домом Есенина
Слайд 6
Её безумие - «Государственная тайна»
Много лет мы
верили, что Сергей Есенин наложил на себя руки. Поэзия
Есенина была запрещена, имя его было приказано забыть. За чтение стихов поэта полагалась 58-я статья. Кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась не одно десятилетие.
Но вот тщательно сотканная завеса была разорвана, хлынул свет правды о последних днях великого поэта.
Первые публикации о том, что великий русский поэт Сергей Александрович Есенин был убит, а факт самоубийства инсценирован, прошли в советской прессе в 1989 году (хотя Есенин умер в 1925). Одним из авторов этих публикаций был неведомый в литературных кругах полковник МВД Эдуард Хлысталов.
Его расследование сильно повлияло на общепринятое мнение о смерти С.Есенина.
Слайд 7
Предупреждение или крик души ?
До свиданья, друг
мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в
груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
С.Есенин
Свое прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Есенин написал кровью. Он объяснил это тем, что в гостинице закончились чернила. По мнению многих исследователей, текст стихотворения подтверждает версию о самоубийстве поэта.
Неизвестно, что легло в основу данного стихотворения: было ли это завещанием, предупреждением или криком души, не сыскавшей покоя.
После просмотра мною фильма Игоря Зайцева «Сергей Есенин» у меня созрело убеждение, что поэт не был самоубийцей, а подвергся насильственной смерти, в связи с чем мне захотелось разобраться в этой тайне, собрать какие-либо факты, проанализировать стихи последних лет и представить в проекте, чтобы заинтересовать этим других.
Был ли Есенин самоубийцей ? Если да, то что толкнуло его на этот шаг? Если же нет, то с какой целью сфабрикована была его смерть?
Слайд 8
В фильме «Сергей Есенин» написанное кровью письмо
не является
доказательством того , что поэт собирался совершить преступление против
самого себя!
Слайд 9
Многие до сих пор удивляются: «Есенин писал лирику, пил
вино и увлекался женщинами. При чем тут политика?» На самом деле
Есенин был в эпицентре политических событий. Встречался с Кировым, Дзержинским, Троцким. Но в последнее время oн пересматривал свои взгляды. И вел себя при этом неосмотрительно. Есенин стал понимать, что революция строится на крови, стал прозревать от «ослепившей всех свободы». Но своим чутким, поэтическим сердцем он почувствовал, что это прозрение для него может стать роковым. Поэт не из кремлевских кабинетов видел результаты октябрьского переворота.
Причины гибели поэта
Слайд 10
Причины гибели поэта
Обладая обостренным чувством справедливости, разве мог
он внутренне соглашаться с уничтожением русской интеллигенции, в том
числе его близких друзей - литераторов, художников, музыкантов, артистов?
Неужели он был настолько наивен, чтобы поверить в необходимость ежедневных расстрелов людей в большем количестве, чем за все годы царствования Николая II?
Неужели одобрял зверскую расправу над всеми членами царской фамилии и ни в чем не повинными юными дочерьми царя, с которыми имел трогательную дружбу в 1916 году?
Нет, не настолько он был прост, чтобы не разобраться, куда ведут народ люди, прожившие на чужие деньги за границей больше десяти лет и не знающие чаяний простых людей.
Слайд 11
В 1923 г. в письме А. Кусикову Сергей
Александрович написал: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал.
Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской...» Отчего так — он объяснил в поэме «Страна негодяев»:
Пустая забава,
Одни разговоры
Ну что же,
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики,
Те же воры
И законом революции
Всех взяли в плен.
Поэма «Страна негодяев» — настоящий вызов большевистской власти. Есенин откровенно высказывался в письмах и к тем своим друзьям, которые являлись огэпэушниками или поддерживали прямые контакты с ОГПУ.
В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось. Не стал он трубадуром революции. «Божья дудка» — так говорил о себе Сергей Есенин.
Большевики увидели в нем идеологическую и духовную опасность. За ним установили слежку, на него заводили уголовные дела, грозившие в любое время перерасти в политические (только благодаря всемирной известности не решались отправить поэта в застенки ЧК).
Слайд 12
Поэта арестовывали десять раз, привлекали к уголовной ответственности.
Только на Лубянке его незаконно держали пять раз. Что
такое он совершил? Может, всему причиной его пьянство? Но тогда причем здесь ЧК, которая занималась борьбой с контрреволюцией?
Есенин позволял себе иметь мнение по любому вопросу, и не всегда оно было лестным для партийных аппаратчиков. В отличие от многих он высказывался вслух. Скоро ему приклеили ярлык врага Советской власти.
Провокаторы из ЧК, а затем ГПУ все делали, чтобы уничтожить поэта «законным» путем. Одного за другим убивали в подвалах его друзей... А 28 декабря 1925 года его самого обнаружили повешенным в гостинице «Англетер».
«Неудобный» поэт
Слайд 13
Упорно и методично формировали в народе убеждение, что
Есенин - пьяница, дебошир, шизофреник, которому ничего не оставалось,
как повеситься.
Но в течение почти восьмидесяти лет версия о самоубийстве упорно внедрялась в сознание советского народа. И лишь в 1997 г. в газете «Известия» директор Особого архива А.С. Прокопенко заявил: «Исследователи причин смерти Сергея Есенина давно пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ. И документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь».
«…но истина дороже»
Слайд 15
Эдуард Хлысталов работал старшим следователем на
когда-то известной Петровке - 38.Однажды ему был доставлен конверт
с двумя фотографиями, на которых был изображен мертвый человек. На одной карточке человек лежал на богатой кушетке, на второй - в гробу. Кто и для чего прислал ему эти снимки, осталось тайной.
Когда через два-три года он вновь наткнулся на эти снимки, то обратил внимание, что правая рука мертвого Есенина не вытянута вдоль туловища, как должно быть у висельника, а поднята вверх. На лбу трупа, между бровями, виднелась широкая и глубокая вмятина. Взяв увеличительное стекло, он обнаружил под правой бровью темное круглое пятно, очень похожее на проникающее ранение. В то же время не видно было признаков, которые почти всегда бывают у трупов при повешении.
Расследование
Слайд 16
28 декабря 1925 года составлен настоящий акт
мною уч. надзирателем 2-го от. Л.Г.М. Н.
Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал тов. Назаров и понятых. Согласно телефонному сообщению управляющего гостиницей граж. Назарова В. Мих. о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде: шея затянута была не мертвой петлей, а только правой стороны шеи, лицо обращено к трубе, и кистью правой руки захватила за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 1'/: метров, около места, где обнаружен повесившийся, лежала опрокинутая тумба, и канделябр, стоящий на ней, лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке повыше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти - царапины, под левым глазом - синяк, одет в серые брюки, ночную рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года->.
В качестве понятых расписались поэт Всеволод Рождественский, критик П. Медведев, литератор М. Фроман. Ниже имеется подпись В. Эрлиха, она, видимо, была выполнена позже всех, когда он предъявил удостоверение и доверенность участковому надзирателю.
АКТ
Слайд 17
Сомнение в подлинности акта
С профессиональной точки зрения документ
вызывает недоумение.
Акт написан от руки,
торопливо, чернила смазаны, не успели просохнуть. Столь важный документ (касающийся не только такого знаменитого человека, как Есенин, но и любого лица) судмедэксперт обязан был составить в двух и более экземплярах.
Эксперт обязан был осмотреть труп, указать на наличие телесных повреждений и установить их причинную связь с наступлением смерти. У Есенина были многочисленные следы прежних падений. Подтвердив наличие под глазом небольшой ссадины, Гиляревский не указал механизма ее образования.
Выводы в акте не учитывают полной картины случившегося, в частности, ничего не говорится о потере крови погибшим.
Судмедэксперт отмечает, что «покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время», а сколько часов, не указывает. По заключению Гиляревского, смерть поэта могла наступить и за двое суток, и за сутки до обнаружения трупа.
Н. Горбов обязан был составить не акт, а протокол осмотра места происшествия, непременно указать время осмотра, фамилии и адреса понятых. Его следовало начинать обязательно в присутствии понятых, чтобы они потом подтвердили правильность записи в протоколе.
Наличие данных фактов говорит о том, что документ составлен непрофессионально, с нарушением уголовно- процессуальных норм!
Слайд 18
Можно категорически утверждать, что было еще одно
медицинское заключение о причинах
трагической гибели С. А. Есенина, подписанное не одним Гиляревским.
Известный же всем вариант заключения был куда более удобен для отказа в возбуждении уголовного дела против убийц.
Слайд 19
Посмертная маска поэта. Ученые до сих пор надеются,
что она поможет понять, добровольно ли Есенин ушел из
жизни.
В своих воспоминаниях Г.Устинов приводит слова, которые слышал от судмедэксперта:
«Говорят, что вскрытием установлена его мгновенная смерть от разрыва шейных позвонков».
Е.Наумов в своей монографии отметил: «Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков».Разрыв шейных позвонков у человека может произойти от полученной травмы, неосторожного падения и т.п. и совсем необязательно от повешения.
Также в протоколе судмедэкспертом Гиляровским не указано, что Есенин покончил жизнь самоубийством.
Слайд 20
ФАКТЫ УБИЙСТВА
Следователь писал: «За свою многолетнюю следственную
практику мне не раз приходилось иметь дело с
инсценировками самоубийства. Встречались такие факты, когда преступники убивали человека, а затем, чтобы скрыть злодеяние, накидывали на шею петлю и подвешивали тело, надеясь обмануть следователей и судмедэкспертов. Изобличить их было легко: странгуляционная борозда имела более светлый цвет или совсем отсутствовала.»
Сразу же после гибели поэта его приятель В. Князев написал стихотворение, которое начинается следующей строфой:
В маленькой мертвецкой у окна
Золотая голова на плахе:
Полоса на шее не видна –
Только кровь чернеет на рубахе...
Что это, поэтический прием В. Князева или непосредственное наблюдение? Мог ли он видеть труп поэта?
После тщательной проверки архивных документов установил, что В. Князев не только видел труп в морге, но и выполнял неприятную обязанность близких людей получать там вещи покойника. Но почему же наблюдательный человек не заметил «полосы»? Возможно, она была светлого цвета?!
Слайд 21
Остается невыясненным очень важный момент. Судя по акту,
мертвый Есенин схватился за трубу. Живой Человек, естественно, может
держать руку поднятой, но, когда наступает смерть, она непременно опускается вдоль туловища. Логично предположить, что смерть застала поэта в другом, не вертикальном положении, и трупное окоченение произошло именно тогда, а уж потом тело подвесили. Совсем непонятно и то, что веревка, привязанная к вертикальной трубе, не съехала вместе с телом вниз…
На лбу трупа, между бровями, виднелась широкая и глубокая вмятина. Под правой бровью темное круглое пятно, очень похожее на проникающее ранение.
Слайд 22
Лицо покойного: видно вдавление в лобной области, круглое
пятно под правой бровью, пятна вдавления на носу. В
носовых ходах серая масса (возможно, так вытек мозг).
2. Результат эксперимента: к пластилиновой копии посмертной маски приложили стальную трубу такого же диаметра, как была в гостинице, - 3,7 см. Отпечаток вдавления похож на лобную рану у трупа.
3. Увеличенное изображение борозды на шее напоминает отпечаток витой веревки.
Все это свидетельство насильственной смерти.
Слайд 23
С Есенин воспитывался в христианской семье. С
раннего детства в нем развивали духовную, религиозную культуру. Глубоко
знавший, читавший наизусть Библию и Евангелие, а также множество молитв, набожный с детства, так ли быстро стал он убежденным атеистом, чтобы забыть, что самоубийство противно Богу?
Слайд 24
Воспоминания В.Эрлиха о последних днях жизнии поэта
В
книге «Право на песнь» Вольф Эрлих писал:
«Есенин стоит на
середине комнаты, расставив ноги и мнёт папиросу.
- Я не могу! Ты понимаешь? Ты друг мне или нет? Друг? Так вот! Я хочу, чтобы мы спали в одной комнате. Не понимаешь? Господи, я тебе в сотый раз говорю, что меня хотят убить! Я как зверь, чувствую это! Ну, говори, ты согласен?
- Согласен.
- Ну вот и ладно! – Он совершенно трезв.
…Двухместное купе. Готовимся ко сну.
- Да! Я забыл тебе сказать! А ведь я был прав!
- Что такое?
- А насчет того, что меня убить хотели. А знаешь кто? Нынче, когда прощались, сам сказал:
« Я,- говорит, - Сергей Александрович, два раза к вашей комнате подбирался! Счастье ваше, что не один вы были, а то бы зарезал!»
- Да за что он тебя?
- А так! Ерунда! Ну, спи спокойно».
С. А. Есенин, В. И. Эрлих со студентами Сельскохозяйственного института
у памятника А. С. Пушкину.
1924 г., июль. Детское Село.
Последние месяцы Есенин опасался убийства и постоянно держал около себя кого-нибудь.
Слайд 25
В 1927 году художник Сварог рассказал свои впечатления
о произошедшем в номере гостиницы :
« Сначала
была удавка, правой рукой Есенин пытался ослабить её, так рука и закоченела в судороге, потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, но балконная дверь не открывалась достаточно широко, поэтому оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили. Вся эта грязь осталась. Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках, и несколько в волосах. Пытались выпрямить руки и полоснули бритвой по сухожилию правой руки. Эти порезы были видны. Очень спешили, вешали второпях, уже глубокой ночью и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался один человек, скорее всего это был Эрлих, чтобы что-то проверить, подготовить для версии о самоубийстве».
Слайд 26
Анализ стихотворений поэта
Он не хотел умирать!
Слайд 27
Первый сборник стихов Есенина
«Радуница» (1916) — восторженно
приветствуется критикой, обнаружившей в нем
свежую струю, отмечавшей юную
непосредственность и природный вкус автора.
В стихах «Радуницы» и последующих сборников
складывается
особый есенинский «антропоморфизм»:
животные, растения, явления природы и пр.
очеловечиваются поэтом, образуя вместе с
людьми, связанными корнями и всем своим
естеством с природой, гармоничный,
целостный, прекрасный мир.(Исходя из чего
понятно : Есенин -
человек очень чувственный, любящий жизнь!
Слайд 28
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко
над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос, заря туманится,
Словно глубь
очей невестиных.(Чувство спокойствия)
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.(счастье, свет, радость)
<1914-1916>
Чувство полета, свободы, нежности, чистоты и легкости
Из содержания данного стихотворения понятно, что Есенин писал его в беспечные, наполненные счастьем и ликованием, беззаботные дни, душа поэта была окрылена спокойствием и негой.
Яркость, пылкость чувств
Чувство патриотизма
Слайд 29
ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Друг мой, друг мой,
Я очень и
очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли
ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Грустное признание
Одиночество
Чувство потерянности, неопределенности
Душа человека измучена
Страх, тьма, смерть…
Слайд 30
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо
мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя
на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный...
ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Неприязнь, ненависть
Чувство антипатии
Лирический герой чувствует себя мертвым
Чувство меланхолии, трепета и опасения
Нечисть, тьма
Слайд 31
Вывод:
Из предложенной мною работы, а именно -
прочитанных документов, просмотренных фильмов, проанализированных стихов я могу сделать
вывод, что С.Есенин не был самоубийцей. Я считаю, что поэт подвергся насильственному убийству. Есенин жил в период непроходящей внутренней борьбы в обществе, он не смог принять революцию и видел, что за высокими идеями большевизма о всеобщем равенстве скрываются пороки, насилие над теми, кто имел точку зрения, отличную от официальной. Исполнители и заказчики данного преступления неизвестны, но вероятно, что влияние этих людей в обществе было велико. Они не простили поэту национальной самобытности, проповедования в своем творчестве православных ценностей — любви к ближнему и милосердию, любви к Родине и русскому народу.
Своими стихотворениями великий поэт противостоял бездуховности, насаждаемой советской властью, и тем самым поддерживал в народе веру в то, что Православная Россия не ушла в никуда, а значит, придет время ее возрождения. За это Сергей Есенин был обречен на заклание.
Слайд 32
Вывод:
Многие факты говорят в пользу
убийства, а «написанное кровью» стихотворение — это единственная улика самоубийства. Понимая,
что Есенина убили под прикрытием сильных мира сего, создав инсценировку, тем, кто творил это деяние, было ясно: в такое время выступать против официальной версии бесперспективно, более того - смертельно опасно. Может быть, сейчас, когда прошло много лет с тех событий, еще сохранились какие-то данные, которые смогут пролить свет истины на этот факт, а может, все останется загадкой для будущих поколений, ведь история знает много неизведанных тайн… Однако до настоящего момента данное преступление остается безнаказанным.