Слайд 2
Русская культура
Серебряного века
Вступительный урок по теме
Слайд 3
Цели урока
Познакомить с русской культурой конца XIX –
начала XX веков
Дать определение понятия Серебряный век
Развитие образного мышления
Воспитание
духовно-нравственных ценностей
Слайд 4
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Какие мысли
возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие
ассоциации вызывает звучание этих слов?
Слайд 5
Серебряный век
Ассоциативная цепочка:
Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы,
хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние,
дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…
Особый мир – возвышенный и прекрасный
Слайд 6
Временные рамки
Серебряного века
Непродолжительный период на рубеже XIX
– XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области
поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.
Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.)
Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
Слайд 7
Первая учебная ситуация
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным
веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Слайд 8
Выступления учащихся
Историк
1890 – начало эпохи экономического роста, реформ
Витте
1894 – начало царствования Николая П
С 1902 г. –
массовое создание политических партий
1903 г. – второй съезд РСДРП
1904 -1905 -0 русско-японская война
1905-1907 – первая русская революция
1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
1914 – начало Первой мировой войны
1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
1917 – Октябрьская революция (переворот)
Слайд 9
Историк
Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в
культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом
от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
Слайд 10
Искусствовед
М.Врубель
«Демон поверженный»
Слайд 11
Что мы видим?
Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.
«И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в
громаде трех цветов Врубеля
Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
Слайд 12
В. Борисов-Мусатов «Призраки»
1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 13
Симфония художника
Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа
моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных".
Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.
Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
Слайд 14
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Показана в 1912 году на
выставке "Мира искусства»
Слайд 15
Символический смысл картины
Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления,
очищения человечества
Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили
картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
Слайд 16
Литературовед
«Золотой век» в истории русской литературы
Поэзия сменяется прозой
Прозу
сменяет поэзия
Вывод по первой учебной ситуации:
Поэзия – всплеск чувств,
озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.
Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Слайд 17
Вторая учебная ситуация
Голоса поэтов начала века
Композиция «Я каждый
миг исполнен откровенья»
Задания для
учащихся:
Прослушать композицию
Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
Слайд 18
Владимир Сергеевич Соловьев
1853-1900 г.
Слайд 19
Мирра Александровна Лохвицкая
(1869-1905)
Слайд 20
Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867-1942)
Слайд 21
Дмитрий Сергеевич Мережковский
(1865-1941)
Слайд 22
Федор Сологуб
Федор Кузмич Тетерников)
(1863-1927)
Слайд 23
Михаил Алексеевич Кузмин
(187501936)
Слайд 24
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
Слайд 25
Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941)
Слайд 26
Владислав Фелицианович Ходасевич
(1886-1939)
Слайд 27
Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович)
(1885-1922)
Слайд 28
Игорь Северянин
(Игорь Васильевич Лотарев)
(1885-1941)
Слайд 29
Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
Слайд 30
Выводы, запись в тетради:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность,
одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Каждый
стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Слайд 31
Обзор литературной жизни начала века
Символизм
Акмеизм
Футуризм
- цели творчества;
отношение
к миру;
отношение к слову:
особенности формы произведений
Слайд 32
Таблица по литературным направлениям
Цель творчества
Отношение к миру
Отношение к
слову
Особенности формы
Слайд 33
Символизм
Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика,
эстетика и образ жизни времени
Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:
Милый друг,
иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Слайд 34
Акмеизм
(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая
сила)
Направление в литературе, провозгласившее своими
главными принципами:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности
- стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности
- обращение к человеку, к подлинности его чувств
-поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
Слайд 35
Футуризм
(от латинского futurum – будущее)
Идея разрушения старого мира
Художественной
системе футуризма свойственны:
Культ техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа
искусства;
Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника
Пафос эпатажа
Слайд 36
Вывод
Что дает основания для объединения поэтов начала века,
чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы
Серебряного века»?
Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…